Покупатели все чаще выбирают товары с пометками «экологически чистый», «био» и «органик», надеясь, что они безопаснее и полезнее для здоровья. Однако далеко не все подобные продукты соответствуют ожиданиям. Об этом рассказала aif.ru руководитель направления «Продукты питания» фонда «Закон и здоровье» Ольга Анищенкова.
Не все товары с зеленой этикеткой действительно экологичны или полезны. Многие надписи — это элемент маркетинга, а не знак качества.
Маркировки вроде «эко», «био», «натуральный» и «экологически чистый» создают у потребителей иллюзию безопасности и пользы. Но в большинстве случаев эти слова не регулируются законодательством, а значит, могут свободно использоваться даже на продуктах, не соответствующих высоким стандартам. Исключение — сертифицированные органические товары: они проходят строгий контроль и маркируются специальным знаком — зеленым листом, подтверждающим, что продукт на 95% состоит из ингредиентов, произведенных без химии, ГМО и антибиотиков. С 1 сентября 2025 года аналогичные правила начнут действовать и для других «зеленых» терминов — использовать их на упаковке можно будет только при наличии соответствующего сертификата.
По словам эксперта, сегодня многие производители используют термины «био» и «эко» для привлечения внимания, хотя никакой проверки эти продукты не проходят. Так, надпись «био» по ГОСТу может использоваться только в отношении молочной продукции с пробиотиками — например, на йогуртах и кефирах. Если она стоит на шампуне или мюслях, это всего лишь уловка.
Надпись «эко» также вводит в заблуждение: она означает, что производство и утилизация товара минимально вредят природе, но ничего не говорит о составе самого продукта. Даже чипсы могут быть «эко», если упаковка или производственный процесс этому соответствуют.
Многие термины никак не регламентированы. Это позволяет использовать их практически без ограничений. Но покупатель должен понимать: зеленая упаковка не гарантирует ни качества, ни безопасности.
«Экологичная упаковка не всегда безопасна для здоровья. В ее составе могут присутствовать вещества, потенциально опасные для человека. Например, в бумажной упаковке нередко используются так называемые „вечные химикаты“. Эти вещества применяются для придания упаковке устойчивости к влаге, жирам и высоким температурам, но они практически не разлагаются в природе. Более того, ученые уже проводили исследования, которые показали, что подобные химикаты могут от упаковки передаться в пищу. Впоследствии это может привести к раку, проблемам с печенью и щитовидной железой», — подчеркивает Анищенкова.
Несмотря на критику в адрес полимерной упаковки, именно она чаще всего обеспечивает лучший уровень защиты продуктов. Пластик герметичен, позволяет сохранять еду дольше и безопаснее, особенно в случае сложных блюд, жидкостей и продуктов, чувствительных к бактериям.
«Однако важно помнить, что при неправильном использовании полимерная тара тоже может навредить. Не каждый пластик можно греть в микроволновке, а только тот, у которого есть маркировка в виде микроволновой печи. Перед тем, как разогревать блюдо, всегда осматривайте упаковку и ищите соответствующую маркировку. Если вы регулярно разогреваете в микроволновке не тот пластик, в будущем рискуете столкнуться с серьезными проблемами со здоровьем», — предупреждает Анищенкова.
Чтобы сделать действительно безопасный выбор, важно не доверять только внешнему виду упаковки. Настоящие органические продукты подтверждаются специальной сертификацией. Все остальное — повод задуматься и внимательно читать не только яркие надписи, но и состав, ГОСТы и знаки качества.