Фото: Пресс-служба Совета Федерации РФ

Присоединение Западной Украины и особенно Бессарабии в 1939–1940 годах к СССР принесло стране больше вреда, чем пользы и было ошибочно. Такое мнение озвучил президент Российского книжного союза, глава попечительского совета Фонда развития территорий, бывший премьер-министр РФ Сергей Степашин.

По его мнению, первую ошибку в переформатировании «наследия» Российской империи совершил Владимир Ленин, когда отверг предложение Иосифа Сталина о включении территории Белоруссии, Украины и Закавказья в состав РСФСР. «И в 1922 году победила его модель национальной политики. Теперь уже очевидно — порочная модель», — рассказал Степашин в интервью aif.ru.

«А что касается событий 1939–1940 годов, то я абсолютно убежден: присоединение территории Западной Украины и особенно Бессарабии к СССР было ошибкой. Да, в результате мы отодвинули границу на запад, но при этом не успели ее оборудовать, — продолжил он. — По старой-то границе больше десяти лет создавали оборонительную „линию Сталина“ глубиной 32 км — Гитлер так просто бы не прошел ее в 1941-м. Но мы бросили эту линию и продвинулись на запад, на неподготовленные к серьезной обороне рубежи. Это первое. Второе: во время войны именно Западная Украина и в меньшей степени Западная Белоруссия и Бессарабия стали нашей фрондой. Полицаев, карателей немцы набирали именно оттуда. Кто сжигал Хатынь? Не гитлеровцы, а именно западенцы».

Степашин напомнил, что бандеровцев ловили до 1960-х годов. «А в 1963 Хрущев взял и всех их амнистировал. Видимо, ручки-то у него в свое время в крови были, вот и решил в демократию поиграть. Как и Кравчук потом. Тот рассказывал, что, будучи маленьким мальчиком, он бандеровцам чуть ли не еду носил. Вот эта зараза потом и пришла. Пришла в Киев, пришла в Харьков, пришла в Одессу», — констатировал экс-премьер.

Он считает, что Западную Украину нужно было отдать Польше. «Думаю, что в результате и поляки, намучившись с этой заразой, по-другому бы вели себя по отношению к нам», — заключил Степашин.