Изображение: «АиФ"/Институт этнологии и антропологии РАН

Российские антропологи восстанавливают облик павших бойцов Великой Отечественной войны, чтобы помочь родственникам опознать своих родных. Об этом сообщил aif.ru, запустивший акцию «Вернем героям имена».

Имена солдат редко удается определить — медальоны почти не сохраняются. Но если восстановить лицо, появляется шанс, что кто-то узнает своего деда или прадеда. Поисковые отряды передают в лабораторию найденные останки, а ученые создают реконструкции внешности бойцов по черепу — анфас и в профиль. Эти портреты публикуются в сети в надежде, что кто-то найдет сходство с фотографией из семейного архива. На сегодняшний день восстановлены образы 40 солдат, и шесть из них уже опознаны. В планах — еще 20 реконструкций в этом году.

Одним из первых героев стал боец, погибший в 1942 году подо Ржевом. Его останки нашел поисковик Александр Резвов. Ученые установили, что мужчина был невысокого роста — около 163 см, с характерными чертами лица: коротким носом, крупными глазами и редким разрезом глазной щели. По строению тела предположили, что он жил в городе и не занимался тяжелым физическим трудом.

Другой образ — лицо молодой девушки, предположительно медсестры, погибшей на Волховском фронте. Ее останки нашли в одной воронке с телом солдата. Судя по травмам, она получила смертельные ранения от разорвавшегося снаряда. Возраст девушки — 18–22 года.

«Она была санитаркой или связисткой — мы не знаем. Но она погибла, чтобы жили мы. Останки находились в одной воронке с останками другого бойца. И перед глазами встает картина, частая для той войны: девушка могла быть медсестрой, пришедшей на помощь раненому. И оба погибли от попадания снаряда. Мы обнаружили у нее множество осколочных переломов бедренных и тазовых костей, отсутствовали кости правого предплечья и кисти. Похоже, девушка получила тяжелые осколочные ранения от разорвавшегося неподалеку снаряда, и, судя по обстоятельствам захоронения, погибла и была похоронена на поле боя», — отметил сотрудник Института археологии РАН, участник проекта Анастасия Юдина.

Третий реконструированный боец — мужчина 30–40 лет, погибший под Ленинградом. Его, предположительно, засыпало землей после взрыва. Тело лежало ничком, рядом — винтовочные патроны, ложка, кружка и противогаз. У него были крупные черты лица и рост около 183 см.

«Погребенный лежал в могиле ничком. Очевидно, тело не было захоронено, но в то же время не было потревожено солдатами, мародерами или животными. Вероятно, его засыпало землей при очередном взрыве. Причина смерти — предположительно осколочное ранение в верхнюю часть грудной клетки справа. Повреждены ключица, ребра и грудные позвонки», — считает Юдина.

Все изображения размещаются на сайте Института этнологии и антропологии РАН и в социальных сетях. Редакция «АиФ» приглашает читателей откликнуться, если кто-то узнает на портретах родного человека. Контакты: pisarenko@aif.ru.