Геническ, 6 августа — ХАН. Память первых русских святых Бориса и Глеба чтит сегодня православная церковь. Сыновья крестителя Руси князя Владимира были канонизированы страстотерпцами как убитые не иноземцами и иноверцами, а злодеями в своей земле за верность и неотступность от веры Христовой.
Об истории двух братьев, павших в ненавистной им междоусобной борьбе за великокняжеский престол, мы знаем из таких памятников древнерусской литературы, как «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца, а также из их канонического жития. Там описаны события, случившиеся в 1015 году после кончины князя Владимира, главную роль в которых сыграл Святополк — старший сын князя и, соответственно, брат Бориса и Глеба.
Не подниму руки на брата своего
Еще при живом отце Борис (в крещении Роман) получил в княжение Ростов, где запомнился, прежде всего, активной проповедью православной веры и утверждением благочестивого образа жизни для всех подданных. Именно его к борьбе с досаждавшими печенегами призвал уже находившийся на смертном одре князь Владимир. Кроткий и смиренный Борис, построивший свою жизнь по канонам православия, не смел возразить отцу и, собрав дружину, отправился на бой. Однако сражения не произошло: печенеги были настолько наслышаны об искусности молодого князя и его войска в ратных умениях, что сбежали обратно в степные края, не дожидаясь даже появления Бориса с дружиной.
Во время похода пришла весть о смерти отца и восхождении на престол Святополка. Дружинники уговаривали Бориса пойти в Киев, чтобы забрать себе княжение. Если судить по литературным источникам, то шансы на успех такого предприятия были достаточно велики: Борис имел большую популярность и в народе, и среди войска. Однако, понимая неизбежность возникновения братской междоусобицы, от киевского престола он отказался. Источники приводят его фразу: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Так ли это было сказано на самом деле доподлинно неизвестно, однако в любом случае суть сказанного точно передает характер Бориса.
В такую искренность Святополк не поверил и дабы оградить себя от возможного конкурента подослал убийц, пронзивших копьями Бориса и бросившегося на его защиту слугу сразу после утренней воскресной молитвы. Последнее, что пожелал раненый Борис — мира своим палачам и пославшему их Святополку. Помимо убийства тот дал слугам еще один наказ — непременно доставить тело Бориса в Киев, дабы удостовериться в его смерти. По пути сердце еще дышавшего к тому моменту князя пронзили копьем.
Автор «Сказания» сравнивает поведение Святополка с библейским сюжетом про Каина, поднявшего руку на своего брата. «Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть», — говорит автор, характеризуя как самого Святополка, так и его способы борьбы за престол.
«Приступайте уж и кончайте то, зачем вы посланы»
Вероломно расправился Святополк и с Глебом (в крещении — Давид), княжившим в Муроме. Он утаил, что отец уже умер и позвал брата в Киев для прощания с отцом, якобы находящемся на смертном одре. Но в пути случилось происшествие — под Смоленском лошадь, на которой скакал молодой князь, упала в канаву, из-за чего князь очень сильно повредил ногу. Не имя сил продолжать свой путь Глеб остановился на реке Смядыне в лодке. Тогда же получил он письмо от брата Ярослава (будущий князь Ярослав Мудрый), в котором тот предостерегал от похода на зов Святополка и сообщал, что отец уже умер, а брат Борис — убит. В этот же момент появились слуги Святополка с обнаженными мечами. Преклонив колени и помолившись богу, Глеб сказал своим убийцам: «Приступайте уж и кончайте то, зачем вы посланы». Полное житие страстотерпцев отмечает, что в этот момент «принеслась Господу жертва чистая, святая и благовонная и взошла в Небесные обители к Богу и узрел святой желанного брата, и оба восприяли венцы небесные, которые так желали».
Исторические материалы также указывают и на третьего брата — Святослава Владимировича, князя древлянского, который также был убит после восхождения Святополка на киевский престол. Считается, что слуги Святополка настигли его при попытке сбежать в «западные земли». Но каких-либо подробностей произошедшего, равно как и достоверно установленных данных о возможных наследниках Святослава, не существует.
Злой смрад на показание людям
Впрочем, несмотря на все злодейства княжить в Киеве Святополку, получившему на веки прозвище «окаянный», так и не удалось. Ярослав, брат его решил отомстить за убиение младших братьев и выгнать узурпатора. «Не я начал избивать братьев, но он, пусть же он и ответит за кровь братьев, ибо без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба, и мне то же сотворит, но суди Бог по правде, чтобы прекратилась злоба грешного», — такие слова Ярослава приводит житие.
Было несколько боев, Святополк был изгнан из Киева, затем снова занял его, прибегнув к помощи своего тестя польского князя Болеслава, войско которого потом сам же и выгнал из города. Входил Святополк и в союз с печенегами, однако в решающей битве на реке Альте — недалеко от того места, где подосланные им слуги убили Бориса — потерпел сокрушительное поражение и сбежал. Литературные источники указывают на постигшее Святополка безумие и неспособность передвигаться самостоятельно. Житие страстотерпцев Бориса и Глеба описывает этот недуг как «расслабли кости его так, что он не мог сидеть на коне, и его несли на носилках». Лежа в немощи, Святополк «все вскакивал», потому что казалась ему погоня.
Исторически место и причина смерти Святополка не установлены, существует лишь предположение, что умер и похоронен он где-то в Польше. Житие же назидательно указывает, что «могила его осталась, от нее исходит злой смрад, на показание людям, что, если услышавший о сем сотворит подобное, то приимет и горше сего».
С чем обращаются к святым
Святым Борису и Глебу молятся о даровании мира Отечеству и его защите от междуусобиц, о благосклонности и добром нраве правителей и лиц властьимущих. Также в молитвах к страстотерпцам взывают о даровании мужества перед лицом смертельной опасности и о защите детей от пагубного влияния.
Молитва святым страстотерпцам Борису и Глебу
О, двоице священная, братия прекрасная, деблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденных от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.