Геническ, 16 июля — ХАН. Есть в истории русского Православия святые, про которых говорят, что именно их молитвами не только стольный град Москва, но и вся Русь держится. Жили они в 16-17 веках и прославились не только своим ревностным служением Богу и даром прозорливости, но и христианским подвигом юродства.
Один из них — блаженный Иоанн Московский, чью память чтит сегодня Русская Православная Церковь. Знаменит он еще своим прозвищем «Большой колпак», которое получил в народе за постоянно носимый своеобразный металлический головной убор. Мы не знаем его дату рождения и кем были его предки, известно только, что по детству и юности он носил воду на солеварнях в Вологде. Как складывался этот период жизни нам также неизвестно: исторические свидетельства указывают лишь на его приход в Ростов, перед которым Иоанн уже возложил на себя подвиг юродства.
«Даст тебе Бог поучать людей»
Обитал Иоанн или на паперти, или у мусорных куч, зимой и летом был бос и почти что наг, ел черствый хлеб, запивая его водой. Запомнился он ростовчанам тем, что любил, стоя на своем «колпаке», смотреть на солнце и молиться. Над ним смеялись и оскорбляли, но никакого внимания на это Иоанн не обращал, испрашивая лишь прощения для обидчиков у самого Господа.
Житие блаженного упоминает о его встрече с преподобным затворником Иринархом Ростовским, произошедшей около 1580 года. Тогда Иоанн предсказал ему грядущее на Русь Смутное время и нашествие поляков, объясняя все это наказанием Божием за пьянство и разврат. «Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных, но их Святая Троица своею силою прогонит», — напутствовал Иоанн.
И был прав, ведь спустя три десятка лет именно Иринарх Ростовский благословит на ратный подвиг самого Михаила Скопина-Шуйского, а также лично предводителей народного ополчения Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. Интересно, что сам ростовский затворник многие годы носил на себе вериги: больше сотни медных крестов, цепи, железные пруты, ручные оковы. При нем всегда была железная палка, коей он бил себя, прогоняя от себя таким способом бесов.
«Николку дети обижают»
В Москве, согласно историческим свидетельствам, Иоанн появился около 1585 года. Его образ запечатлел в своей трагедии «Борис Годунов» Александр Сергеевич Пушкин. Вроде бы крохотная сцена, а раскрывает всю полноту и смелость юродивого, его стойкую веру в Божью истину. Правда, у классика он предстает Николкой, не снимающим с головы железный колпак и обвешанным с ног до головы тяжелыми веригами:
Юродивый
А у меня копеечка есть.
Мальчишка
Неправда! ну покажи.
(Вырывает копеечку и убегает.)
Юродивый
(плачет)
Взяли мою копеечку; обижают Николку!
Народ
Царь, царь идет.
Царь выходит из собора. Боярин впереди раздает нищим милостыню. Бояре.
Юродивый
Борис, Борис! Николку дети обижают.
Царь
Подать ему милостыню. О чем он плачет?
Юродивый
Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Бояре
Поди прочь, дурак! схватите дурака!
Царь
Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.
(Уходит.)
Юродивый
(ему вслед)
Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит.
«Бесы пляшут да в бубны бьют»
Конечно, это художественный вымысел, потому что скончался блаженный еще при царе Федоре Иоанновиче, а царевич Дмитрий — только спустя три года. Но характер передан автором очень четко: юродивый, действительно, не уважал Бориса Годунова, а при виде его часто говорил: «Умная голова, разбирай Божьи дела — Бог долго ждет, да больно бьет». От такого пророчества, конечно, становилось не по себе даже всемогущему царскому шурину, но тронуть Иоанна не смел на Москве никто, а его странные на первый взгляд действия широко обсуждались в народе. Особенно плохо относился он к боярам, считая, что вокруг них «бесы пляшут да в бубны бьют». Те же боялись его и, завидев юродивого, старались обходить стороной дабы не попасть ему на глаза.
Если присмотреться повнимательнее к тому самому «колпаку» (он выставлен сейчас в качестве музейного экспоната в Храме Василия Блаженного на Красной площади Москвы), то внешне он чем-то напоминал шапку Мономаха. А уж когда Иоанн обматывал его мехом дохлой кошки, то символ, который он пытался донести до властьимущих, становился еще более грозным. Вообще, все его поведение так или иначе было вызовом мирским слабостям, греху, выдаваемому за добродетель, самодовольству, фарисейству.
Перед смертью у Иоанна открылся дар исцелений. Говорят, что однажды по дороге из церкви он как бы случайно наступил на ногу калеке, после чего тот сразу же стал ходить. Шептались на Москве и о том, что даже не покидая город, юродивый мог «появляться» в других городах и исцелять больных, кто мысленно просил его о помощи, ведь знали о нем по всей Руси.
Не ранее третьего дня
Блаженный Иоанн предсказал и свою кончину, заранее указав настоятелю Покровского собора (Храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы) место своего погребения. Утром в день смерти он впервые в жизни пошел в баню, где снял все свои вериги, трижды облился водой, лег на лавку и, испросив у всех присутствовавших прощения, завещал похоронить его не ранее третьего дня «возле блаженного Василия». С тем и скончался 3 (16) июля 1589 года.
Однако завет его исполнили не в точности: гроб с телом, действительно, похоронили в том месте у собора, где сам святой указал, но раньше третьего дня. В момент, когда тело опускали в землю, случилась на Москве сильнейшая гроза. Исторические источники подмечают, что молнии были настолько сильны, что не только снаружи, но и внутри храма опалились иконы, а многие священники и простой люд получили сильные ожоги. Говорили, что таким образом сам Господь выразил недовольство неисполнением последней воли юродивого в точности. Правда, житие блаженного указывает на то, что многие из болящих, кто пришел проститься с блаженным Иоанном вернулись домой совершенно здоровыми.
В 1672 году мощи Иоанна были открыты и обретены нетленными, после чего их погребли под спудом в приделе Рождества Пресвятой Богородицы Покровского собора. В 1916 года этот придел переименовали во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Места, связанные с Иоанном Московским
— Покровский собор (Храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, где находится рака с мощами святого, а также в качестве музейных экспонатов выставлены его вериги;
— Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь — обитель в современной Ярославской области, где Иоанн Московский беседовал с Иринархом Ростовским;
С какими проблемами обращаются к Иоанну Московскому
Верующие считают блаженного Иоанна Московского помощником в исцелении духовных и физических недугов, проводником к обретению терпения, смирения и кротости, защитником от пожаров и примирителем врагов. Правда, помогает он только тем, кто искренне просит о заступничестве и не услышит тех, чьи молитвы ко Господу не будут искренними.
Молитва блаженному Иоанну Московскому
О предивный угодниче Христов, святый праведный Иоанне, припадающе к раце цельбоносных мощей твоих, лобызаем честный твой образ с верою и усердием нелестным; со изумлением и благоговением духа прикасаемся пречудным твоим веригам, якоже иногда Павловым главотяжем и убрусцем, чающе от них действием Вышняго получити цельбу души и телу.
Прославляем всемогущество Зиждителя тварей, Егоже ты в жизни сей добродетельными твоими прославил еси, ублажаем равноангельское на земли житие твое, еже ты пощением, бдением и воздержанием преукрасил еси. Проповедуем твердость веры твоея и любве, яже к Богу, темже, благоговейно воспоминающе богоносныя подвиги твоя, из глубины сердец наших вопием ти: предстательством твоим умоли Творца и Владыку всех, да и мы, верою единою одушевляеми, потщимся соблюсти единение духа, препоясавше чресла наша истиною и оболкшеся в брань правды.
Ты предстоиши Престолу Агнца, заколеннаго от сложения мира; пролей теплыя молитвы твоя, да тойже Агнец упасет нас и наставит на животныя источники вод и отымет всяку слезу от очей наших любве ради Христовы. Ты тело твое святое постом и бдением и ношением тяжких вериг измождил еси; содействуй твоим ходатайством, да будем и мы выну освещаеми сиянием Незаходимаго Солнца, да будет закон Его светильник ногам нашим и свет стезям нашим.
Ты, соединився с Богом, непрестанным Его зрением наслаждаешися и в вечных кровех со Ангелы беседуеши; пособствуй молитвами твоими, да и мы, представивше к житии сем телеса наша жертву живу благоприятну Богови, сподобимся вкусити с тобою небесных немерцаемых благ. Аминь.