Геническ, 8 декабря — ХАН. Антиправительственные силы Сирии утром в воскресенье опубликовали в сети кадры из захваченного президентского дворца в Дамаске, а также зачитали обращение из студии государственного телеканала о низложении правительства. Судьба президента Башара Асада неизвестна, поступает противоречивая информация, что он до сих пор в столице, либо бежал в ОАЭ, либо даже мог находиться на борту разбившегося под Хомсом самолета.
Очевидно одно: Сирия держалась 15 лет и пала за 11 дней, теперь ее судьба незавидна.
Серьезные проблемы у страны начались 17 декабря 2010 года, когда за 2,5 тыс. км от Дамаска в захолустье Туниса уличный торговец овощами Мохаммед Буазизи поджег себя и значительную часть арабского мира. Восток — дело тонкое, этот мир настолько же однороден, насколько многообразен, а именно: формы правления. Есть арабские страны Персидского залива, где пожизненно сидят монархи, чему серьезно способствуют нефтяные запасы. Есть и светские арабские государства. С ресурсами им повезло меньше, однако исторически сложилось так, что там, выражаясь языком XX века, завершилась успехом антиколониальная борьба, произошли буржуазные революции и был взят курс на построение социалистического общества.
Ко второй группе и относятся Тунис, Египет, Ливия и Сирия, где из-за падения уровня жизни, чему немало поспособствовал глобальный бардак Ипотечного кризиса в США, в 2011 году начинаются народные выступления. Изначально толпа предъявляет правительству «классические» требования о правах человека, либерализации экономики, борьбе с коррупцией, смены парламента и лидера. Такую возможность подзаработать джентльмены, с какой бы стороны от Суэца он не находился, упустить не могли.
Пока полиция и спецслужбы отвлечены на гражданские волнения из пустыни приходят «бородатые ребята», которые объявляют, что вот у них-то вера чище, чем слеза комсомолки, поэтому теперь они тут власть. В Тунисе и Египте у них получилось, в Ливии и Сирии не справились, режиссеру во втором акте пришлось лезть на сцену самому. В этот момент появляется мем «бесполетная зона», а также стряхивают 10-летнюю пыль с иракской методички про химическое оружие. В конечном итоге Ливию бомбят, а после убийства Муамара Каддафи страна разваливается на «племенные княжества». Но Сирия тогда удержалась.
Удержалась Сирия на отчаянной стойкости солдат Асада, которым иначе грозило примерить оранжевые костюмы в очередном видео террористов ИГ (террористическая группировка запрещена в РФ), и воли России.
Весь 2012 год в пригородах Дамаска под британским руководством «шайтаны» во всю баловались с нервно-паралитическими веществами и жизнями гражданских, рядом подручные в белых касках снимали ролики, которые, несмотря на все огрехи и киноляпы, получили Оскара. Обвиняли во всем, конечно, правительство Асада, и под этим предлогом хотели заводить в страну натовскую коалицию. Однако благодаря тонкой дипломатической игре Москве тогда удалось продвинуть вариант с размещением миссии Организации по запрещению химического оружия. Сирия избежала вторжения, а контора получила Нобелевскую премию мира, хотя наградить должны Владимира Путина и Сергея Лаврова, но такое может случиться только в параллельной реальности.
Далее последовала просьба Дамаска к Москве помочь стабилизировать ситуацию и отправить войска. Что и было сделано. С Хмеймима, чтобы обрушить заряды на террористов, в небо поднимались самолеты с красными звездами на бортах. Стал легендой Герой России старший лейтенант Александр Прохоренко, который, находясь в окружении боевиков, вызвал огонь на себя. Руины освобожденной Пальмиры очищала музыка концерта Гергиева и Ролдугина. Тысячи обездоленных получили мир и гуманитарную помощь.
По итогу правительство Сирийской Арабской Республики вернуло контроль над большей частью страны. Однако на ее северо-востоке появилась курдская зона, в Идлибе — зона протурецких боевиков, а у границы Иордании США, не изменяя привычкам, посчитали нужным создать зону оккупации с военной базой. До конца ноября этого года система находилась пусть и в шатком, но равновесии, от него теперь не осталось следа.
Где искать причину столь быстрого провала? Ответ прост — в экономике. Правительство Асада столкнулось с ситуацией полного разорения страны и деградации ее хозяйства, при этом серьезных реформ проведено не было. Народ медленно нищал, ситуацию на местах разъедала низовая коррупция местных чиновников и силовиков. Сверх этого, Запад, который так кричал о гуманитарной катастрофе, санкции не снял, активы возвращать не спешил, в восстановлении экономики не участвовал, но продолжал снабжать «бородачей» оружием.
Народ не полюбил протурецких исламистов, он устал от правительства, которое не справлялось с задачей надлежащего управления государством. Власть, а любая власть от народа, оказалась на земле, ее схватил сильнейший. Так за 11 дней сдалась страна, которая держала удар 15 лет. Однако надо помнить, что на штыках можно прийти к власти, но невозможно усидеть.
Что Россия уже вынесла из этой кампании? В первую очередь спасла сотни тысяч жизней простых сирийцев, при этом разбила созданные в стране оплоты террористов, куда ехали в том числе и из СНГ. Все российское присутствие это не про Асада, это про людей и безопасность России, данный вектор неизменен при любой ситуации. Для этого созданы военно-морская и военно-воздушная базы в провинциях Тартус и Латакия. Находясь на побережье, они при этом отделены горным хребтом от остальной страны, население — в большинстве алавиты и христиане. Однако гражданскую войну сирийское общество сможет побороть только самостоятельно, Москва тут может исключительно оказывать содействие для предотвращения кровопролития.
Перспективы же теперь не сирийского государства, а сирийской территории определить невозможно, наступил хаос, где все могут начать воевать со всеми. Россия декларировала, что уйдет из Сирии, когда об этом попросит законное правительство, но что теперь считать законным. США, в принципе, если пришли, то либо стоят, либо сбегают, поводов для второго варианта пока нет. Турция через подконтрольные группировки весьма расширило влияние. Судьба проиранских формирований под вопросом, похоже, шиитская дуга пока стала пунктирной, но Тегеран имеет силы и ресурсы. Активно зацветет в пустыни террористическое движение.
Военный обозреватель Херсонского агентства новостей Иннокентий Курсов.