Фото: Херсонское агентство новостей

28 июля отмечается День крещения Руси. Триединство веры, языка и культуры является фундаментом, на котором зиждется благополучие и сохранность любого народа и его государства. О роли Церкви и веры в истории нашей страны Херсонское агентство новостей побеседовало с протоиереем Николаем Канюка, настоятелем Свято-Сергиевского храма г. Скадовска.

— Официальное принятие христианства на Руси как государственной религии состоялось в 988 году. Но христиане на Руси были гораздо раньше. Княгиня Ольга была христианкой. Ее внук, князь Владимир, пусть и не сразу, принял христианство. Христиане были на Руси задолго до 988 года, и их вера была не чужой. Это было похоже на наше современное общество: кто-то — христианин, кто-то язычник, кто-то ислам исповедует, иудаизм. Но тогда, в 988 году, какие перемены произошли с официальным принятием христианства? Что изменилось, какие основы это заложило для будущего?

— Во-первых, общество сплотилось, потому что христианство — это религия любви, всепрощения. Язычество, всякое идолопоклонство — религия жестокости, превосходства. Христианство — религия любви, и потому оно меняет, объединяет людей. Добро объединяет людей, зло разъединяет.

Приняв христианство как государственную религию, великий равноапостольный князь Владимир объединил эти земли. В духе любви, в духе взаимопонимания, в духе взаимопрощения. Когда Русь стала объединяться в духе любви, она вышла на новый уровень как государство. Это очень важная веха в истории в святой Руси — принятие христианства.

И оно действительно не на пустом месте возникло. Еще в I веке святой апостол Андрей Первозванный пришел на наши земли и водрузил жезл и крест на берегах Днепра. Потом были другие проповедники. Рядом были Крым, инкерманские каменоломни, куда из Римской империи императоры-гонители высылали христиан. Климент, папа Римский, там мученически скончал свою жизнь. Были в III–IV веках посланы на Таврическую землю епископы — мученики Херсонесские. Они здесь рядом были, и потому слово Божие распространялось.

И когда пришло время принимать христианство, это совершилось на подготовленной почве, семя упало в добрую землю. Вот вы вспомнили святую равноапостольную великую княгиню Ольгу, но были и другие христиане. Незадолго до принятия крещения наша земля освятилась кровью мученическою, были первые мученики — варяг Федор и сын его Иоанн. И когда великий равноапостольный князь Владимир сам со своей дружиной принял крещение и принял христианство как государственную веру, много к тому времени было христиан, и они ждали этого события.

Если верить нашим историкам, ученым, которые исследовали и изучали жизнь, нравы нашего общества, предков наших до принятия христианства, то сами по себе нравы и вообще картина мира, мировоззрение наших предков были справедливыми и миролюбивыми. И такими они остаются до сегодняшнего дня, и поэтому православие легло на подготовленную почву и принялось как природная вера. И сегодня Президент говорит, что в русском обществе очень высок запрос на справедливость, а это то, чего нет в западном обществе и не было. Наши исторические документы — это и судебники, и «Русская правда», и другие, то есть документы о том, как судить, как разрешать какие-то споры, какое наказание за какой вид преступления положено, — они разительно отличаются от западных. Там все это жестоко было.

— На ваш взгляд, почему у русских людей вера оказалась столь крепкой? Почему она живет так долго — уже более 1000 лет? Как ей удается сохраняться и хранить нас, весь народ и наше государство вопреки всем гонениям и историческим потрясениям?

— Ответ на эти слова есть в Евангелии. Там сказано: кто созиждет свой дом на камне, и когда будут напор ветра и ливни и потоки на него налягут, он устоит, потому что он основан на твердом камне, а это и есть Христос. И потому вера живая, настоящая положена во главу угла этого здания, этого мира. Основание этой веры и есть Христос. Сказано ведь: если корень свят, то и всё свято.

Конечно, в православной церкви есть и много грешников, и есть люди, которые действительно раскаиваются, и именно Благодать Божия приводит их к покаянию, к осознанию своих грехов. Здесь, в Церкви, есть Истина, здесь есть основание — Христос, и потому врата адовы не одолеют ее. Какие бы ни случились мировые события, катастрофы, но до скончания века вера христианская, православная будет жива.

А то, что именно в нашем народе христианство было принято так с широкой душой, ну, русских всегда отличали широта души, добродушие. И потому русский народ с широкой душой, со всей искренностью и откровением принял эту веру, а то, что она была, есть и будет, — ещё раз напоминаю — ответ есть в Евангелии: дом сей созиждется на камне, а камень же есть Христос.

— Сейчас идут нападки на Церковь колоссальные. Хотя наша Церковь за свою историю что только не пережила. Все претерпела — расцветы и гонения — и вышла на новый виток. В конце 1990-х годов мои родственники поехали в Киево-Печерскую лавру. Ходили много, устали, сели на скамеечку рядом с монахиней: сказали ей, что устали, что хотели все посмотреть. А монахиня ответила: смотрите, мол, смотрите, сейчас здесь все — преподобные, но больше преподобных не будет, потом будут только мученики. Такое чувство, что мы дожили до этого страшного времени. Православные люди на Украине становятся не столько преподобными, сколько мучениками. Переживем ли мы это?

— Гонения на Церковь были испокон веков, и есть, и будут до скончания века. Это не ново, потому что враг рода человеческого, дьявол, не хлопает в ладоши, что храмы строятся, что люди принимают крещение, что люди идут по пути спасения. Он прилагает все усилия, чтобы как-то этому помешать, навредить, козни строит. А с другой стороны, есть в этом и попущение Божие, потому что именно в эти периоды Церковь очищается, дает миру новых исповедников и мучеников, страстотерпцев. Вот как золото очищается в огне, все примеси отделяются и всплывают на поверхность. Потому время от времени гонения возобновляются. И они, с одной стороны, трагедия для Церкви, но вместе с тем это очистительный период.

В начале ХХ века были гонения — и сколько у нас сейчас новомучеников и исповедников русских, страстотерпцев, которые теперь молятся за нас, за Россию! Они сподобились Царствия Небесного и молятся, чтобы и мы тоже сподобились его. И вот сейчас новые гонения на Святую Церковь, и снова будут новые исповедники, новые мученики.

— А как мы можем помочь православным на Украине?

— К сожалению, физически не можем как-то помочь им, но мы молимся, чтобы Господь их укрепил. Как мы это переживем? Мы не знаем, как мы это переживем, но Церковь переживет и будет славной Церковью, Невестой Христовой, не имеющей пятна или порока. Все, что Бог попускает, только во славу Божию. Кажется иногда, что все во вред, но нет, в итоге то, что нам сегодня кажется трагично, обернется славою, пользой для Святой Церкви.

— Вы говорите, все идет по Божьему плану или попущению, но ведь, наверное, попущение за то, что мы что-то допустили у себя в стране? Разгул сект начиная с 1990-х годов говорит о том, что люди отошли от своей веры, что мы, не зная ее, стали искать что-то в чужой вере, вместо того чтобы узнать свою. Вот о чем подумалось. Некоторые историки считают, что Александр Невский стоял на стороне Золотой орды, хотя мог бы выбрать западных славян, христиан, пусть и католиков. Но ведь Александр Невский знал, что наши соседи — славяне и христиане — хотели покорить наше государство, окатоличить народ, а Золотую орду интересовали деньги, но не вера. То есть между материальным и духовным Невский выбрал духовное, и поэтому Русь сохранилась. И таких примеров в истории можно вспомнить достаточно. Так не потому ли сейчас происходит очищение, что мы допустили слишком многое?

— В том числе, да. То, что совершается, — Божие попущение, Божие наказание и Божие благословение. Да, я согласен, что очень много уже было духовного разврата. И дело не только в сектах. У тех, которые себя называли православными, было потребительское отношение.

А секты, вот эти все блудилища, они затягивали в свой водоворот всё больше и больше людей, и особенно молодых, особенно неопытные души, и как раз это и есть одна из причин сегодняшних событий. Обратимся к Священному Писанию. Народ израильский побеждал, пока слушал волю Божью, Бог был с ним. Как только народ израильский ожирел, сказано так, утучнел Израиль, перестал исполнять волю Божию, так и враги начали его теснить и порабощать.

Вот так и с нами получается. Все захотели Европы, а что такое Европа, мы сегодня видим. И видели те люди, которые действительно были православные, которые были просвещенные, которые ставили во главу угла спасение, а не земное комфортное проживание. Одна из причин, почему Бог попускает эти события, — отступление от истинной веры. Погнались за дешевым земным комфортом и отступили от Бога. А секты только этим и пользовались, потому что все они финансировались, все они подпитывались с Запада.

У нас было даже в практике, что мэр собирал и говорил, что так и так, приехали христиане какие-то, нужно встретиться с ними, поговорить, относиться повежливее. Они, правда, не афишируют, кто они, но христиане, хороший вклад сделали в больницу, так что мы им разрешили здесь заниматься своими делами, вести пропаганду. Штатовских особенно много было сектантов, они все приезжали проповедовать Христа с таким настроением, будто здесь пустыня, никто никогда ничего не слышал. Вот и получилось такое отступление.

Не Бог от нас отступил, а мы отступили от Бога, и сегодняшние события — результат этого отступления. Хотя я говорю: все равно все закончится славой Божией, славой Церкви Христовой.