Федеральные власти вводят новые меры поддержки торговли и промышленности в Новороссии и Донбассе. Их результаты уже видны — открываются новые предприятия, создаются рабочие места. Об экономическом развитии регионов, сдерживании цен и новых перспективах для бизнеса Херсонскому агентству новостей рассказал министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.
— Антон Андреевич, во время вашей поездки в ДНР в сентябре были определены меры поддержки для предприятий республики на три года вперед. Можете подробнее рассказать о конкретных мерах, которые планируются или уже реализованы?
— Наш основной инструмент в ДНР — льготное финансирование регионального фонда развития промышленности (ФРП). Это займы по ставке от 1% годовых и гранты. За три года Минпромторг России направил на докапитализацию ФРП ДНР 5 млрд рублей, еще 4,5 млрд рублей будут направлены в 2026 году. На сегодняшний день за счет этих средств поддержано около 70 проектов с помощью льготных займов.
Мы постоянно развиваем этот инструмент, учитывая обратную связь от бизнеса и коллег: увеличиваем лимиты финансирования и создаем новые программы, ориентированные на нужды конкретных отраслей.
Параллельно мы задействуем отраслевые и общесистемные меры поддержки, стремясь обеспечить преференциальные условия для предприятий ДНР и других новых регионов. Ведутся и разработки новых инструментов. Так, с ноября крупнейшие компании смогут бесплатно страховать инвестиционные проекты от военных рисков.
Также нами подготовлен законопроект, который позволит правительству устанавливать льготные требования к локализации при госзакупках продукции из новых регионов
Главный результат нашей работы — экономический рост. И мы примем все необходимые меры, чтобы темпы роста производства в ДНР и других новых регионах и впредь опережали среднероссийские.
— Планируются ли дополнительные меры по сдерживанию роста цен на продукты питания в Донбассе и Новороссии, которые на сегодня одни из самых высоких в стране?
— Утверждения о том, что цены в воссоединенных регионах являются одними из самых высоких в стране, не соответствуют действительности. С 2022 года Минпромторг России во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти проводит системную работу по развитию потребительского рынка и мониторингу цен.
За это время была проделана масштабная работа: мы оптимизировали логистику, развили торговую инфраструктуру и выстроили партнерские отношения с бизнесом, в том числе помогая ему адаптироваться к российскому законодательству. В результате наших усилий ценовая ситуация в этих регионах сегодня сопоставима с ситуацией в соседних субъектах Федерации.
Мы располагаем актуальной и детальной информацией о ценах на товары повседневного спроса, особенно на продукты питания, и держим этот вопрос на постоянном контроле. Особое внимание уделяется не только ценам, но и обеспечению широкого ассортимента товаров, который сегодня ничем не уступает другим регионам России.
На текущем этапе ключевая задача — усиление конкуренции на потребительском рынке. Мы активно поддерживаем открытие объектов и развитие сервисов местным бизнесом, а также выход на эти рынки новых для регионов игроков, включая формат электронной торговли. Уверяю вас, это направление успешно развивается, и активная работа в этом русле продолжается.
— Как развивается торговля в новых регионах страны? Какие планы по ее развитию? Будут ли выходить туда федеральные сети?
— Потребительский рынок воссоединенных регионов сегодня представляет собой развитую инфраструктуру, которую формируют более 26 тысяч объектов розничной торговли. Это гарантирует, что граждане России, проживающие в этих регионах, в полной мере обеспечены всеми необходимыми товарами — как продовольственными, так и непродовольственными.
Здесь представлены и активно развиваются все современные форматы торговли: от региональных сетей и несетевой розницы до рынков и нестационарных объектов.
При этом Минпромторг России ведет постоянный мониторинг цен на ключевые потребительские товары. На текущем этапе основная задача фокусируется на двух направлениях: дальнейшем развитии конкуренции и увеличении числа торговых точек. Особое внимание уделяется развитию тех форматов и сервисов, которые уже стали привычными для потребителей в других регионах страны, — а именно, магазинов федеральных торговых сетей и пунктов выдачи заказов маркетплейсов.
— Какие категории товаров из Донбасса и Новороссии популярны на российском рынке? В каких регионах можно их встретить?
— Новые регионы обладают традиционно сильными компетенциями в металлургии и машиностроении. Именно поэтому их продукция хорошо знакома промышленному бизнесу, хотя и не так часто встречается в потребительском сегменте.
В сфере товаров для бизнеса ДНР и ЛНР являются поставщиками металлических полуфабрикатов, а также оборудования для горнодобывающей и металлургической отраслей. Так, металлургическую продукцию поставляют Донецкий, Макеевский, Енакиевский металлургические заводы, Алчевский металлургический комбинат и Стахановский завод ферросплавов. Ясиноватский машиностроительный завод производит проходческие комбайны, а завод «Энергоспецмаш» специализируется на металлургическом оборудовании.
Запорожская область, в свою очередь, известна комплектующими для автомобильного и железнодорожного транспорта, а также сельскохозяйственной техникой. Например, Мелитопольский завод турбокомпрессоров обеспечивает производителей двигателей турбинами, завод «Свитанок» выпускает комплектующие для подвижного железнодорожного состава, а завод «Бердянские жатки» производит жатки для комбайнов под брендом John Greaves.
География поставок промышленной продукции охватывает всю страну — от Северо-Запада до Дальнего Востока.