Херсонская область за минувший год прошла серьезный путь интеграции во все сферы жизни Российской Федерации. У региона достаточно амбициозные планы по развитию, выполнение которых уже началась и, конечно же, продолжится в наступающем году. О том, какие приоритетные направления существуют для местной экономики, когда может быть восстановлена плотина Каховской ГЭС и зачем чиновнику нужны страницы в социальных сетях в интервью Херсонскому агентству новостей рассказал губернатор региона Владимир Сальдо.
- Президент РФ Владимир Путин на Прямой линии подчеркнул, что экономика в новых регионах уже восстанавливается, в бюджет страны уже перечислено 170 млрд рублей. Какой вклад Херсонской области? Чем она может помочь России?
- Вклад Херсонской области пока скромный. Большая часть этих средств, конечно же, поступает из Донецкой и Луганской народных республик. Они более промышленно развитые регионы. Что касается нас, то Херсонская область - это изюминка российского юга. Херсонская область имеет большую территорию, чем ЛНР, ДНР, больше чем Крым даже. С одной стороны, это дает возможность очень сильно развивать аграрный сектор, даже в условиях разрушения Каховской плотины. С другой стороны, это огромнейший район туристическо-рекреационного назначения. У нас более 300 км чистых песчаных пляжей. У нас 10 заповедников и национальных парков, среди которых всемирно известный заповедник «Аскания-Нова».
Это экологически чистая зона, тут нет больших предприятий, дымящих труб, то есть природа, абсолютно не затронутая вредным воздействием человека. Поэтому чем скорее затихнут разрывы снарядов и прекратятся налеты украинских БПЛА, тем быстрее россияне из других регионов смогут приехать к нам на отдых и увидеть все это. Так что огромный потенциал, в том числе и экономический, Херсонской области — это туризм. Если можно так сказать, самый экологически чистый экономический потенциал — это туризм, отдых, курорты, санатории. На территории Херсонской области можно создать их огромное количество. Вот это и будет наш экономический вклад в российскую экономику. Как я говорил, только побережье может принять 2 млн туристов.
- Звучит очень впечатляюще...
- Приезжайте и посмотрите. У нас и озера вот разноцветные есть в районе Арабатской стрелки. Есть бирюзовые, есть розовые – цвет зависит от насыщения разных солей. Тут же рядом пресные озера. Это удивительно, что природа создала так. Огромнейшее разнообразие, например, у нас же в области есть самая большая в Европе пустыня.
- Но ведь сейчас в область приезжают туристы?
- Есть, конечно. Плюс рядом Крым с его возможностями. Попасть в него сухопутным путем можно через нашу область. И туристы, которые едут по дороге в Крым и из Крыма, видят и то, что есть у нас.
- Вы планируете как-то развивать сообщение с Крымом?
- Вообще мы планируем создать еще один коридор с Крымом. Будем его строить на Арабатской стрелке, там планируется строительство современной автострады.
- Вы сказали, что еще одним направлением развития экономики области может стать аграрный сектор. Расскажите, о каких точках роста может идти речь?
- Херсонская область обладает большими возможностями для аграрного сектора, которые были заложены после Великой Отечественной войны, когда страна жила очень тяжело. Именно тогда была построена Каховская плотина, которая создала Каховское водохранилище для орошения засушливых Таврических земель. То есть Херсонская область, частично Запорожье, северный Крым получал воду для сельского хозяйства оттуда. Сейчас из-за подрыва ВСУ Каховской ГЭС будет перерыв в водоснабжении, но не за горами тот час, когда снова начнется подача воды из водохранилища.
- Это сильно нарушит работу АПК региона?
- Сельское хозяйство будет продолжать жизнь. Поменяется план севооборота, будут, например, выращивать и культивировать более засушливые культуры, которые не боятся засухи. Например, арбузы, бахча: им не нужен полив, корни арбузов на 12 метров в землю уходят и берут пресную воду из подземных резервов.
Вообще, в Херсонской области очень чистая вода. Достаточно глубоко залегает, поэтому это тоже наше достояние, которое сейчас в мире очень ценится. Прогнозируется же, что нас ждет в мировом масштабе дефицит качественной пресной воды в будущем. Вот в Херсонской области достаточные объемы запасов пресной воды.
- А на какие еще культуры могут заменить нынешние?
- Есть зерновые сорта пшеницы, которые будут давать не такие большие урожаи, но терпимее относятся к недостатку воды. Есть сорта кукурузы, которые могут выращиваться при том количестве осадков, которое получает Таврическая степь.
- Вы сможете какие-то продукты поставлять в другие регионы?
- Конечно. Херсонской области сколько не надо сельхозпродукции. Более того, скажу вам, херсонская продукция знаменита еще с советского времени. Например, если поставить табличку «херсонские помидоры» или «херсонские арбузы» товар и сейчас лучше раскупят, не важно даже если он не из нашего региона. Такой вот известный бренд.
Конечно же, сейчас российские рынки открыты для херсонских фермеров и аграриев. Большая часть овощей в Крыму - из Херсонской области, и так всегда было. Поставки уже идут, но пойдут в еще больших объемах. Например, мы в лучшие годы собирали более 3 млн тонн зерновых. Нам не надо столько, хватит 200-300 тыс. тонн. Остатки все уходят в другие регионы России.
- На следующий год у вас какой прогноз по зерновым с учетом всех этих особенностей?
- В этом году уже после подрыва плотины мы собрали 1,5 млн тонн зерновых. Это очень много. Этот урожай тоже был отправлен в другие регионы России. На следующий год, мой прогноз, соберем не меньше.
- В одном из интервью вы сказали о возможности восстановления Каховской плотины. Когда, по вашим оценкам, можно начать эти работы?
- Однозначно их можно будет начать только тогда, когда угроза поражения со стороны киевских боевиков будет устранена полностью. То есть строители, когда туда зайдут, они должны будут работать без угрозы прилетов ракет. И, несомненно, сроки связаны с нашим дальнейшим продвижением по линии боевого соприкосновения. Поэтому дата будет названа уже военными.
- В последнее время актуальный вопрос цен на продукты питания. Президент об этом говорил на Прямой линии. В частности, всех очень заинтересовал вопрос о ценах на яйца. Какая сейчас ситуация с ценами в регионе? Удалось ли стабилизировать?
- Учитывая, что на территории Херсонской области продолжается специальная военная операция, соответственно, у нас еще не совсем правильно действует законы рыночной экономики, поэтому в ценообразование приходится вмешиваться. В первую очередь в интересах жителей. Я как кандидат экономических наук скажу: на основании спроса формируется ценовая политика. В условиях недобросовестной рыночной конкуренции, производители начинают поднимать цены даже там, где их можно не поднимать. Мы имеем право в условиях закона о военном положении регулировать цены и мы, конечно, их удерживаем. Но когда начнет возвращаться нормальная рыночная экономика, конечно, необходимость во вмешательстве со стороны государства отпадет. По-хорошему это не функция власти - регулировать цены, мы будем регулировать рынок. Для того чтобы спрос полностью удовлетворялся и не было возможностей для спекуляций, мы будем строить новые мощности птицефабрики.
Например, на правом берегу в Херсоне была огромнейшая птицефабрика. Она была рядом с городом, областным центром. И цены на яйца могли подняться только перед рождественскими праздниками или Пасхой, тогда спрос на них резко прыгал вверх.
Я уверен, что федеральное правительство справится с поставленной задачей, и цены выровняются по всей территории России.
- Ранее в СМИ проходила информация, что для размещения Херсонского академического музыкально-драматического театра построят новое здание. Есть ли какие-то новости об этом?
- Я вам скажу так: самое главное желание — это быстрее вернуться в Херсон. И снова возобновить работу музыкального-драматического театра. Театр этот имеет свою историю. В свое время было построено три театра, примерно похожих по акустическим данным и по возможностям для театрального искусства. Это был Венский оперный театр, Одесский оперный театр и Херсонский. Здание Херсонского театра во время Великой Отечественной войны было разрушено, и его восстановили абсолютно заново. Сейчас, к счастью, он не разрушен, остается цел. Так что возвращаемся в Херсон и получаем работу театра. Я планирую вернуться в Херсон.
Звучали намерения возобновить работу электричек в области. Сейчас какие у вас планы?
- Актуальность остается высокой. Сейчас создано специальное ФГУП "Железные дороги Новороссии". Вот туда вошли железные дороги всех четырех новых субъектов. Железнодорожная сеть вся цела, она поддерживается в рабочем состоянии. Готовится к запуску пассажирское сообщение в сторону Крыма через Запорожскую и Херсонскую области. Только соображения безопасности сейчас сдерживают эту ситуацию. Это будет сделано в любом случае, так как количество поездок гражданских лиц по материку возрастает. Мы должны задействовать этот коридор для уменьшения нагрузки на Крымский мост. Там тоже очень большой поток. Когда потоки будут рассредоточены, сразу станет удобнее, быстрее и надежнее путешествовать.
- Когда можно будет ожидать внедрения льготной ипотеки в Херсонской области?
- Для того чтобы она начала реально активно работать, наша задача в первую очередь это строительство жилья. Сейчас, из-за разрушения плотины в том числе, строительство тормозится. Но работа идет, мы внесли коррективы в планы строительства жилья в Херсонской области. Сейчас мы вырабатываем с Минстроем России и региональным ведомством базовый план жилищного строительства, который естественно даст возможность ипотеку подстегнуть. Люди будут иметь возможность ею воспользоваться.
- В одном из ваших интервью прозвучало мнение, что новые регионы могут стать платформой для внедрения новых финансовых сервисов. Насколько это реально, готовы ли к такому прогрессу?
- Я к этому готов. Сейчас много инноваций внедряется в регионах, например, Свободная экономическая зона открывает целый спектр возможностей. Есть уже заявки от херсонских предприятий. Они рассматриваются, идет оформление. Бизнес двигается и развивается.
- Заканчивается 2023 год. Что стало наиболее сложным, с чем вам пришлось столкнуться на вашем посту?
Самое сложное — это отсутствие достаточного количества кадров, которые знают современное законодательство. Любой руководитель знает, что качество и результативность его работы зависит от людей, которые работают с ним. Кадровые позиции — это сложная ситуация. Не хватает людей, которые бы могли справляться с достаточно сложной задачей - интеграцией в новое правовое поле, работы очень много предстоит. У нас идет программа "Лидеры Возрождения". Мы их приглашаем на работу в органы власти. Помогает и Правительство РФ. Соседние регионы помогают, приезжают специалисты из Крыма и Краснодарского края. Но работы очень много, учитывая то, что у нас еще нет даже специальных зданий административного назначения.
- А вы планируете их строить?
- Конечно, они строятся в Геническе, в Скадовске. У нас есть план строительства административных зданий, он реализуется.
- Какими достижениями вашей команды в этом году вы можете гордиться?
- Все достижения должны оценить наши люди. Первое, на мой взгляд, — это выборы и формирование полноценных органов власти в российском формате. Это большое достижение, потому что люди уже понимают, куда они могут обратиться.
Мы выстояли после разрушения плотины. Достаточно быстро были ликвидированы последствия разрушения инженерной инфраструктуры левобережья Днепра, оказана помощь пострадавшим. Это была сложнейшая задача. Но мы выстояли.
- Вы активно пользуетесь соцсетями, ведете свой телеграм-канал, почему вы считаете важным уделять этому внимание? Помогает ли это быть в более тесном контакте с населением или понимать его настроения?
- Однозначно. Это современные средства коммуникации, в данном случае «Телеграм», «ВКонтакте», есть еще «Одноклассники». Это возможность быть совсем близко к людям и понимать, что им нужно. Это первое. А второе, сейчас очень много всякого разного рода вражеских аккаунтов в «Телеграм». Есть очень много заинтересованных сил, прежде всего с украинской стороны.
Поймите, у нас один фронт находится на линии боевого соприкосновения, а второй, не менее важный, — это борьба за умы. Она сейчас идет с помощью этих технологий, электронного воздействия на людей, то есть подачи искаженной информации. Поэтому моя работа состоит в том, чтобы пробивать эту стену неправды, которую они построили. Об этом и Президент говорит постоянно, что у нас есть второй фронт - информационный, на котором надо быть очень жестким и твердым, и не стесняться говорить правду.