Число предпринимателей и объектов торговли непрерывно растет в Херсонской области. Только с начала 2025 года число последних увеличилось на 30%. О том, какую поддержку оказывают предпринимателям и как это позволяет сдерживать цены, в интервью Херсонскому агентству новостей рассказал и.о. министра промышленности и торговли региона Георгий Кириенко.
— Георгий Сергеевич, как министерство помогает предпринимателям выйти на более широкие рынки сбыта?
— Во-первых, мы проводим торгово-закупочные сессии с участием бизнеса из других регионов. В Херсонской области уже прошло девять таких сессий. Это хорошая возможность для местных производителей показать свою продукцию, наладить прямые контакты и выйти на новые рынки сбыта. Появляются новые партнерства, расширяется география поставок, бизнес получает обратную связь напрямую от заказчиков.
Во-вторых, Минпромторг активно вовлекает предпринимателей в крупные конгрессно-выставочные мероприятия — «Госзаказ», «Иннопром», ПМЭФ и другие. Это рабочие площадки, где можно не только представить продукцию, но и заключить реальные контракты. Хочу отдельно отметить, что благодаря участию в таких мероприятиях, продукция наших производителей, фито-чаи и мягкие игрушки ручной работы, уже представлена в универмаге национального центра «Россия». Это яркий пример того, как локальный бизнес может выйти на федеральный уровень.
Кроме того, в рамках федеральной практики мы помогаем наладить кооперационные связи с представителями бизнеса из других субъектов России. Это особенно важно для нашего малого бизнеса, которому сложно пробиться в одиночку.
— В регионе как раз стартует очередной отбор на получение субсидий. В этот раз для промышленных предприятий. Кто может стать участником отбора?
— Субсидии — одна из ключевых мер господдержки, которая реально помогает бизнесу развиваться. В этот раз предусмотрено два направления. Первое — компенсация до 50% затрат на приобретение нового оборудования, но не более 20 млн рублей. Второе — субсидия на оплату подключения к коммунальной инфраструктуре: здесь компенсация составляет до 80%, также в пределах 20 млн рублей.
Это серьезная поддержка, особенно для тех, кто запускает новые производственные площадки или модернизирует действующие мощности. Мы понимаем, что без вложений в инфраструктуру и технику сложно двигаться вперед и именно на это направлена программа.
Условия участия прозрачные: предприятия должны быть зарегистрированы на территории Херсонской области, работать в сфере промышленности и подготовить пакет документов — заявку, бизнес-план, подтверждение расходов, справку об отсутствии задолженности.
Срок подачи заявок — с 31 октября по 20 ноября. Времени немного, поэтому рекомендую не затягивать. Все обращения берутся на контроль, и специалисты министерства готовы сопровождать участников на каждом этапе.
— Как предприятие узнает, что прошло отбор и может претендовать на госсубсидию?
— После завершения приема заявок комиссия рассматривает документы и принимает решение. Предприятия, которые прошли отбор, получат официальное уведомление от Министерства промышленности и торговли Херсонской области. Там указаны суммы, сроки и условия предоставления субсидии. Максимальный размер поддержки — до 20 млн рублей по каждому направлению.
— Кто и как контролирует расходование субсидии?
— Поскольку речь о государственных деньгах, мы обязаны следить за их целевым использованием. Предприятие должно предоставить отчетность как по факту понесенных затрат, так и по результатам, которых удалось достичь. Кроме того, возможны выборочные проверки. Наша задача — не просто выдать субсидию, а убедиться, что она пошла на развитие производства.
— Какие еще меры поддержки со стороны федеральной и региональной властей действуют для местных производителей?
— Помимо предоставления субсидий, в регионе действует целый комплекс мер поддержки, направленных на развитие промышленности. За последние три года в Херсонской области с нуля запущены 60 предприятий перерабатывающей промышленности: мясо- и маслопереработка, производство чаев, напитков, хлебобулочных изделий, строительных материалов, производство асфальта и другие. Это не просто статистика, а, в первую очередь, новые рабочие места, налоги, продукция на полках магазинов.
Серьезную роль играет Фонд развития промышленности. С 2023 по 2025 год его капитализация составила 1,5 млрд рублей. За это время профинансировано 13 проектов на сумму более 500 млн рублей.
Отдельно стоит отметить режим Свободной экономической зоны (СЭЗ). С начала 2023 года в ней зарегистрировано 17 промышленных предприятий, заключено 46 договоров с инвесторами. Общий объем заявленных инвестиций — более 10 млрд рублей. Участники СЭЗ получают налоговые льготы, доступ к свободной таможенной зоне, льготную аренду земли и кредитование — все, что нужно для уверенного старта и роста.
Кроме того, мы развиваем региональные бренды — «Ярмарка Херсонской области», «Сделано в Херсонской области». Это помогает производителям заявить о себе, выйти на маркетплейсы, участвовать в ярмарках и укреплять доверие к местной продукции. И, конечно, нашей основной миссией является сопровождение предприятия на всех этапах — от запуска до выхода на новые рынки. Такая динамика стала возможной благодаря системной поддержке: от субсидий и льготного финансирования до инфраструктурных решений и сопровождения инвестиционных проектов. Мы не просто создаем условия, мы вместе с бизнесом строим экономику, которая уже работает на людей.
— Как формируется ценовая политика в регионе?
— Вы затронули важную для нашего региона тему. Главная задача государственной политики в сфере торговли — обеспечить людям доступ к широкому ассортименту товаров, развивать торговую инфраструктуру и удерживать цены на приемлемом уровне.
Херсонская область — один из первых регионов, где с 2023 года внедрена нормативная база по регулированию цен. Минпромторгом проделана колоссальная работа, чтобы эта система работала не формально, а эффективно. Чтобы оценить результат, мы регулярно сравниваем наши показатели с другими регионами. Например, по данным Росстата и Херсонстата, из 63 социально значимых товаров 73% — это 46 позиций — стоят у нас дешевле, чем в Республике Крым. Это хорошие результаты, которые подтверждают правильность выбранного подхода.
— С какими вызовами сталкивается система?
Конечно, есть и проблемные позиции. В силу разных экономических, производственных и логистических факторов у нас появляются отдельные товары, цена которых превышает средний уровень на 10% и более. Это может быть связано с сезонными колебаниями, перебоями в поставках, отсутствием местного производства или ростом закупочных цен у поставщиков. Мы ведем системную работу, чтобы стабилизировать ситуацию и стараемся устранить эти отклонения в ближайшие недели.
Основные вызовы, с которыми сталкивается система, — это ограниченные объемы собственного производства по ряду категорий товаров, а также сложности с логистикой, особенно в части доставки продукции из других регионов. Именно поэтому мы активно развиваем торгово-закупочные механизмы и инфраструктуру, чтобы обеспечить стабильное снабжение и сдерживать рост цен.
— Что именно помогает сдерживать цены на социально значимые продукты питания?
— Это целый комплекс мер. Во-первых, усилен контроль за предельными допустимыми ценами — это позволяет оперативно реагировать на необоснованные повышения. Во-вторых, мы активно развиваем торговую инфраструктуру. Только с начала 2025 года количество объектов торговли в области увеличилось на 30% — с 3,7 до 4,7 тыс. Это формирует конкурентную среду, а конкуренция, как известно, один из самых эффективных механизмов стабилизации цен.
Дополнительно мы проводим торгово-закупочные сессии — на межрегиональном и межмуниципальном уровнях. Это помогает продвигать местных производителей, а также закрывать дефицитные товарные позиции — особенно те, которые не производятся в регионе и из-за этого дорожают. Мы также расширяем форматы торговли: ярмарки, рынки, электронные площадки. В планах — запуск магазинов-дискаунтеров и привлечение федеральных торговых сетей уже в этом и следующем году.
Результаты ощутимы. С 2023 года нам удалось снизить цены более чем на 20 товарных позиций — это овощи, мука и другие базовые продукты.
Важно понимать: наша цель — не наказание предпринимателей, а конструктивный диалог с ними. Первичный мониторинг цен ведут муниципальные отделы по развитию торговли. Если выявляются отклонения, сначала проводится разъяснительная работа. В случае отсутствия реакции подключается Минпромторг, который объясняет нормы, выносит предупреждение. Только если ситуация не меняется, возбуждаются административные дела.
— Какие штрафы предусмотрены?
— Для физических лиц — от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных — от 20 до 30 тыс., для юридических — от 40 до 100 тыс. Но, повторюсь, сначала — предупреждение, потом — дело. С этого года, по поручению Генеральной прокуратуры, к этой работе активно подключились районные прокуроры, и количество дел растет ежемесячно.
Таким образом, контроль за ценами осуществляется на трех уровнях: муниципальные команды, региональный Минпромторг и прокуратура области. В сложных случаях подключаются дополнительные структуры. Все это делается, чтобы у людей был стабильный доступ к качественным и недорогим товарам первой необходимости.
— В стране готовятся к запрету на продажу вейпов и прочей подобной продукции. Зачастую запреты на начальном этапе порождают нелегальную продажу, к тому же несертифицированной продукции. Недавно ваше ведомство решило усилить борьбу с этим. Какие меры будете принимать?
— Вопрос, действительно, важный. Особенно для родителей, которые обеспокоены тем, что вейпы стали доступны подросткам. Мы понимаем, что простого запрета недостаточно. Минпромторг совместно с силовыми структурами и Роспотребнадзором выстраивает комплексную систему контроля. Уже усилена работа по выявлению нелегальной торговли, особенно той, что ориентирована на несовершеннолетних.
Мы понимаем, что речь идет не просто о нарушении правил торговли. Это вопрос безопасности и защиты интересов молодого поколения. Поэтому в дополнение к проверкам и рейдам мы рассматриваем внедрение обязательной маркировки продукции, чтобы отслеживать ее путь от производства до точки продажи. Это позволит оперативно выявлять контрафакт и пресекать незаконный оборот.
Также обсуждается ужесточение ответственности за такие нарушения вплоть до конфискации оборудования и товара. И, конечно, важна просветительская работа: мы усилим информирование населения, особенно подростков, о рисках, связанных с употреблением несертифицированной продукции.
