Жизнь в Новотроицком округе налаживается. Строятся дороги, благоустраиваются парки и скверы. К зиме готовят социальные учреждения, ремонтируют школы и детские сады. О перспективах округа, его экономическом потенциале и о том, как в него стали возвращаться люди, в интервью Херсонскому агентству новостей рассказала глава округа Евгения Кузьменко.
— Евгения Николаевна, расскажите о себе. Что вас привело на муниципальную службу, чем вы занимались до нее?
— Мое детство прошло в Новотроицком, хоть я и родилась в Херсоне. Папа — новотроичанин, мама — херсонка. Когда я была маленькой, семья переехала в Новотроицкое. Отец священник, его рукоположили в Херсоне, он служил в кафедральном соборе. В начале 1990-х годов его направили священником в Новотроицкое, где он стал настоятелем, затем — благочинным.
Я закончила музыкальное училище, потом пошла в Херсонский технический университет, на тот момент национальный, закончила кафедру экономики, в магистратуре училась на учет и аудит. Мне это образование помогло в работе и особенно в международной деятельности. Это были перевозки, строительство, логистика. Работа дала мне опыт общения с людьми, выстраивания контактов, долгосрочных отношений на международном уровне и, конечно, опыт руководства. Дальше захотелось работать на себя. Я понимала, что людей, которые не боятся рисковать и вкладывают душу в свое дело, всегда ждет успех.
В Новотроицкое я успела переехать до эвакуации из Херсона и пошла на работу главным специалистом в службу занятости, в отдел по работе с работодателями. Там познакомилась со всеми главами поселений. Я, в том числе, снимала репортажи, брала комментарии, неофициально помогала администрации. Была неравнодушна к избирательному процессу, к выборам, к тому, как мы будем дальше развиваться. Поэтому начала формировать ячейку партии «Единая Россия», собирала заявления, вела реестры. Мне нравилась общественная деятельность.
Так постепенно пришла на работу в военно-гражданскую администрацию. Там тогда не было разграничений по полномочиям четких, не было четких должностных инструкций. Мы понимали, что мы должны взаимодействовать со всеми структурами и службами и решать вопросы людей любого характера. В апреле 2023 года меня назначили главой округа.
— Как проходило формирование муниципалитета?
— Нужно было смотреть на команду, подбирать людей в соответствии с образованием. Вначале были поблажки, а дальше они закончились, потому что мы понимаем, что нужно приходить к законодательству Российской Федерации. Кто-то из людей ушел, кто-то остался.
Были созданы подведомственные организации. Это коммунальный подвед, который нам обеспечивает весь порядок, благоустройство. Это дома культуры, библиотеки, детская музыкальная школа, архив. У нас работает МФЦ, судебная система, следственный комитет, прокуратуры. Сформирован совет муниципальных депутатов, есть политический совет, на котором мы можем формировать разные повестки. И муниципальные депутаты, они все-таки разгружают главу, ведут приемы граждан. Мы вплотную взаимодействуем с областными депутатами.
— Какова социально-экономическая ситуация в районе?
— В районе активно развивается торговля. Меня это радует, потому что торговля обеспечивает потребности жителей. Это не только продукты, у нас расширился ассортимент медикаментов, есть пункты маркетплейсов, где молодежь может делать заказы. Очень удобно: лекарства, которых нет вообще, даже в самой аптеке, пошел и заказал.
Спектр услуг расширяется, малый и средний бизнес заинтересован в развитии. Конечно, есть определенные риски, бывают к ним со стороны налоговой какие-то замечания или законодательство меняется. Но мы приводим все в нормативное поле России — например, вводим кассовые аппараты, не все сходу готовы к изменениям.
Сейчас люди не нуждаются. У них есть большой выбор овощей, продуктов, фруктов, мяса, рыбы. Уровень жизни людей стал лучше по сравнению с Украиной. Пенсионеры могут пойти в магазин и позволить себе еду, которую им хочется, чего они не могли позволить себе при Украине. Также при Украине была большая коммунальная плата и маленькие пенсии.
Я пошла на муниципальную службу именно при Российской Федерации, потому что я поверила в изменения, мне захотелось самой поучаствовать в этих изменениях, потому что законодательство России в первую очередь стоит на защите прав граждан.
— Вы упомянули малые предприятия, как активно они заходят в район? Чего, на ваш взгляд, не хватает предпринимателям?
— Новотроицкий район — один из самых благополучных для бизнеса, потому что мы находимся в центре области и не попадаем в зону обстрелов. Здесь есть перспективы развития логистики. Это удобно для предприятий из сферы производства или переработки. У нас есть предприниматели, которые хотят этим заниматься. Мы как администрация поможем им развиваться дальше, надеемся, что у них получится.
— Чего не хватает муниципалитету для развития бизнеса?
— В первую очередь, нужно провести разграничение по земле и недвижимости. Если бы оно у нас было, мы бы смогли предоставлять и недвижимость для коммерции, и участки. А пока надо проходить этапы согласования с министерством имущественных и земельных отношений, что не всегда быстро.
Даже если какой-то участок в будущем станет муниципальным, мы его пока предоставить не можем. Еще идет согласование по нестационарным торговым объектам: не всем предпринимателям это нравится, они бы хотели быстрее, а быстрее не всегда получается.
— Расскажите про интеграцию в единое правовое пространство РФ, какие трудности испытываете?
— Вхождение в правовое поле идет поэтапно. Конечно, хотелось бы, чтобы это все быстрее заработало, но мы уже радуемся, что у нас есть все структуры практически, куда могут обратиться люди.
Из сложностей сейчас — наш нотариус уезжает и нового пока не назначили. А он нужен — округ большой и потребность большая. Люди активно идут за переоформлением, поэтому у нас много справок, много документов. Понятно, что не всегда идеально работает система. Но ничего — это период становления.
Наши соседи в Крыму это уже прошли. Мы иногда у них спрашиваем совет, они подсказывают, как лучше что-то организовать. Меня радует, что есть к кому обратиться, есть с чем сравнить и подумать, что ты можешь применить у себя. А еще у нас официальное соглашение с Темрюкским районом Краснодарского края, так как Краснодарский край — наш шеф-регион, и они дают нам консультации.
— Расскажите подробнее про взаимодействие с шеф-регионом, как они помогают?
Краснодарский край делает актовый зал в первой школе. Работы постепенно двигаются, у них есть сроки сдачи этого объекта. Также нам помогает шеф-регион Рязанская область — делают гериатрический пансионат.
Шеф-регионы приезжают иногда даже просто с поддержкой для детского садика, привозят посуду или подарки. У нас были гости из Москвы, тоже приезжали под Новый год, привозили нам сладости, концерт организовывали.
Адыгея работала в прошлом году, но они не наш официальный шеф-регион. У нас все работают по чуть-чуть, но именно сопровождением по консультациям и обмену опытом занимается Краснодарский край. Темрюкский район официально закреплен за нами. Они приезжают иногда с концертами. Привозят к нам своих артистов. У нас был даже Кубанский казачий хор!
Я была в Темрюке на 100-летии, пообщалась и с председателем совета муниципального образования, и с коллективом муниципального образования, и с прокуратурой, и с предпринимателями. Ходила, смотрела парк и школу, как у них что делается. Край хороший, бюджет хороший, развивают экономику. Понравился их подход к работе. В общем, с шеф-регионами взаимодействуем.
— Многие ли уехали из района после начала СВО? Куда в основном? Кто они? И самое интересное, есть ли те, кто вернулся, как они объясняют свое решение?
— В 2019–2021 годах в Новотроицком районе было свыше 35 тысяч жителей. После начала спецоперации в 2022 году было около 22 тысяч. С того времени жителей в округе стало больше.
Район покинула в основном молодежь и люди среднего возраста вместе с семьями. Чаще всего люди эмигрировали в страны Европейского союза и в Российскую Федерацию.
На протяжении последних трех лет люди постепенно возвращаются. Мы им задали вопрос: почему уехали из Европы? Они говорят, мы там себя не находим, то есть мы не можем себя реализовать в работе. Не хотят постоянно жить на пособия, не всегда к ним хорошо относится местное население.
Кроме того, вернувшиеся граждане не видят смысла жить в Польше и Германии из-за низкого уровня социальной поддержки и при наличии родственников или недвижимости в районе стараются возвращаться и работать в Новотроицком округе.
Большинство поехало в Европу, чтобы скорее посмотреть. А некоторые из побуждений зомбирования, от проработки украинским телевидением. Есть информационная война и часть людей ведется на пропаганду. Если сравнить уровень социальной поддержки в Польше, то смысла там оставаться вообще нет. Люди сделали выводы.
— Расскажите о позитивных изменениях, которые есть в районе, замечают ли их жители?
— Все в восторге от того, что делаются такие дороги. Никогда таких дорог не было, и благоустройства. Вложения в это колоссальные, и мы рады, что есть возможность участвовать в различных программах.
Комплексное развитие сельских территорий и комфортная городская среда — это те программы, в которых мы можем участвовать. За что люди голосуют, то они получают. Мы видим, что делаются спортивные площадки, уделяется внимание спортивным организациям, у нас будет меняться Новотроицкий скверик. Ждем выделения денежных средств, общаемся с подрядчиками. Главное, что это инициатива самих жителей, это не чиновники выбирают, а они проголосовали за парк.
— Что еще благоустраивалось и сколько социальных учреждений планируется отремонтировать в этом году? Планируется ли строительство чего-то нового?
— Все благоустройство делается по плану социально-экономического развития. Он расписан до 2030 года. Иногда план может меняться, исходя из приоритетности.
В этом году, я надеюсь, что успеют сделать нам актовый зал в первой школе в Новотроицке и гериатрический пансионат. Мы видим, что в этом есть потребность.
Благоустройство парковой территории, мы надеемся, завершится до осени. Радует еще, что у нас теплая зима, и она позволяет работать почти круглогодично. Есть инициативы от Краснодарского края. Они предлагают нам проводить совместные субботники, привозили саженцы цветов…
— А помимо цветов работа в сфере экологии ведется или пока не до этого?
— Еще как ведется, нам очень важно восстанавливать лесополосы. Район имеет сельскохозяйственное значение, и если нет деревьев, то ветер не останавливается и выдувает почву с полей. Между полями есть полосы, которые нужно поливать и чистить. Также они, бывает, дают новые ростки, которые нужно правильно обрабатывать. Эксперт сказал мне, что с каждым годом у нас урожай будет хуже, если не заниматься этими полосами. Я предложила, чтобы казаки помогли в этом, мы постараемся их материально мотивировать.
— А что с ценами в магазинах? Недавно прокуратура вмешивалась…
— С увеличением выбора товаров есть конкуренция в торговле. Мониторятся цены с помощью экономического отдела, налоговой и прокуратуры, это совместная работа. Проводятся выезды, есть приказ Минпромторга о социально важных товарах, в котором сказано, что цены не должны повышаться.
Понятно, предпринимателям хочется больше заработать. Но тем не менее, на товары первой необходимости цены урегулированы. И я думаю, что население это видит и отмечает: уже нет такой космической разницы, как раньше, когда сравнивали нас с Крымом.
— Как в районе работают социальные учреждения, с какими сложностями сталкиваетесь, как обстоят дела с кадрами?
— У нас функционируют два гериатических пансионата. Но при этом есть острая необходимость в сотрудниках социальной сферы, которые смотрят за маломобильными. Потому что не всех могут забрать в гериатрические пансионаты, не у всех есть родственники, не все хотят туда ехать люди. Маломобильные часто хотят оставаться у себя дома и просят соседей посмотреть за ними или чьей-то помощи. Мы помогаем маломобильным гражданам.
Жители просят больше узкопрофильных медицинских специалистов, новую больницу, понимаем, что не быстро все делается. Понимаем, что есть приоритетность по загруженности и по предоставлению жилья квалифицированным специалистам. Радует, что строят ФАПы. Вот Новореповка, Громовка, Подовое, есть планы на Отрадовку.
— Школы, дети, досуг?
— Сейчас в районе работают 16 школ и 13 садиков. Раньше было больше, но у нас есть потребность в квалифицированных кадрах. Не может любой человек пойти преподавать.
Комиссия по делам несовершеннолетних работает, иногда с проблемными семьями сталкиваемся, иногда с многодетными. Не хватает дома ребенка, потому что если семья неблагополучная, надо забирать детей. Кто если не мы?
Сейчас докрашиваем и облагораживаем кинотеатр «Россия» в Новотроицком по программе «Единой России». Сделали косметический ремонт и установили в нем новую аппаратуру, новые сиденья, новую систему звуковую, колонки, монитор. Вначале показывали только детские фильмы, но взрослые тоже хотят в кино.
— Вы отметили, что жители замечают качество дорог в районе, а сколько километров в этом году планируется привести в порядок и как выбирали эти участки?
— Минтранс выбирает приоритетность по дорогам регионального и федерального значения внутри муниципального округа, по покрытию дорогами и по количеству людей. Мы можем подавать наши пожелания и пожелания граждан, но финальное решение за Минтрансом. Бывает, люди пишут заявления, что они нуждаются в каком-то конкретном селе. Эти заявления учитываются. Дорогу все-таки для людей делают.
Автодорога Чаплынка — Новотроицк — Рыково уже проработана, сделано покрытие по основным улицам в Новотроицке и в Сивашском. Сивашское считается вторым поселков в районе по населению, там живет чуть больше трех тысяч человек.
Есть планы и на другие населенные пункты. Все они расписаны на следующие годы — с 2027-го до 2029-го. Они могут меняться по приоритетности, по стратегическому значению. Там, где не могут сразу сделать асфальтовые дороги, делают грунтовые, грейдером ровняют.
Помогает ремонтировать дороги бригады из Краснодарского края, а завод ДТК по переработке асфальтобетона помогает крошку делать.
Наше дело теперь сохранить эти дороги. В планах есть объездная дорога вокруг Новотроицкого: для основных дорог поселка плохо, чтобы по ним ездили фуры.
— Что касается ущерба от украинских атак, какие отрасли больше всего от них пострадали, какие учреждения?
— Наш район более-менее безопасный. Когда была избирательная комиссия и выборы проходили, были атаки. Сейчас участились случаи целенаправленных ударов по энергообъектам — это трансформаторы, сети, РЭС. Наш коммунальный подвед активно помогает защищать их. Мешки собирали с землей, чтобы обложить ими, это не гарантия спасения, но тем не менее. Усилилась работа ПВО, РЭБ.
После одного из ударов взрывная волна выбила стекла в центральной районной больнице и в административном здании с четвертого и пятого этажа. По улице Степной у нас повреждены были три жилых дома. К счастью, никто не погиб. Мы помогли справиться людям с этой бедой. Очень быстро все восстановили, через день и свет провели. Я не видела работы более слаженной, чем у коммунальщиков. Люди работают даже в свои выходные дни и хотят помочь. Муниципалитет помогать людям не обязан, это частная собственность, но все равно хочется чем-то помочь. Потому что понимаем, что не у всех есть финансовые возможности.
— Подготовка к отопительному сезону уже началась?
— У нас работает бригада из Краснодарского края. Они проверяют школы, детские сады, смотрят, в каком состоянии котлы, где нужно заменить оборудование, где лучше перейти на систему электроотопления. Часть садиков, школ уже отремонтировали. Спасибо им большое. По нашей музыкальной школе мы приняли решение, что будем менять систему с топливного на электроотопление.
— Каким вы видите будущее округа, какие отрасли станут ключевыми в его экономике?
— Основной нашей деятельностью в будущем останется сельское хозяйство. Я думаю, что все у нас постепенно восстановится и наладится. Мы будем к этому стремиться и развивать малый и средний бизнес. Потому что, конечно, чем больше организаций, тем больше рабочих мест, хотелось бы в перспективе видеть в регионе и переработку, и производство.
Я думаю, будут такие условия для предпринимателей, чтобы они не боялись. Нам как власти нужно улучшить инвестиционную привлекательность, создать хороший климат для инвесторов, для развития их деятельности. Я считаю, что у нас хороший инвестиционный климат в перспективе: хороший климат, земля, можно найти рабочие руки, но, главное, что мы сможем поддержать и местных предпринимателей в различных сферах.
У нас в округе есть перспектива развития туризма. В будущем возможно строительство глэмпингов, даже можно будет делать туристические походы, облагораживать ставки, которые у нас есть.
Еще можно перерабатывать то, что здесь выращивается. Было бы неплохо возродить животноводство, но для этого нужно, чтобы корм был. Для развития экономики у нас очень хорошая логистика, на сегодняшний момент мы находимся в центре области. Здесь можно организовать складские помещения, можно расширить морозильные камеры, чтобы далеко не возить. И пункты выдачи можно сделать. Жителей тут много, поэтому будут актуальны какие-то развлекательные комплексы.