«Два кусочека колбаски», «American Boy» — эти и еще десятки хитов написал композитор Виталий Окороков. Он работал не только с «Комбинацией» и Аленой Апиной, но и с Филиппом Киркоровым, Александром Серовым, Линдой и множеством других знаменитостей. О буднях легендарной группы, сериале «Комбинация» и о том, какой изначально текст был у одного из главных хитов 1980-1990-х читайте в интервью.
Почему вы выбрали для себя эстрадное направление?
Я не выбирал, это была необходимость. Я окончил консерваторию: симфонии, концерты… Но настал 1988 год, кушать было нечего. И платили только за какие-то песни. И это был вызов, интересно, потому что для эстрады не учат писать. Учат классике, а эстраде нет. Поэтому так получилось.
С какими группами вы сотрудничали?
Я сотрудничал с Киркоровым, Цыгановой, Распутиной, Серовым, Шавриной и еще со множеством знаменитостей. Но единственной именно группой среди них была «Комбинация».
В 1988 году мы с моим другом Александром Шишининым ее создали. В сериале, который недавно вышел на экраны, присутствует много вымысла, например, якобы Шишинин был автором текстов. На самом деле это не так, автором текста в основном был я, Апина и Иванова.
Шишинину хотелось быть поэтом, и он попросил зарегистрировать на него тексты хитов. Кто знал, что это будут песни-хиты? Я и согласился. За это не лпатили, а почему бы и не порадовать друга.
Вы не были уверены в том, что это будут хиты?
Вы что, если бы мне тогда такое сказали… Я думал, кому нужна эта туфта? Я стеснялся, у меня не было дома ни пластинок, ничего. Нет, мне нравился ABBA, Baccara. А вообще я очень люблю произведения Дмитрия Шостаковича.
А когда и какой первый хит вы написали?
Russian Girls. Дело в том, что я учился в английской школе. И в этой песне припев на английском. Мне пришла в голову идея совместить русские тексты с английскими.
Она выстрелила и дальше пошел хит за хитом. Получается, вы для себя вывели какую-то формулу шлягера, хита?
Нет, раз в год мы писали по хиту. Потом «Американ бой», потом «Бухгалтер», потом «Колбаски». Нет, формулы не было. Допустим, вариантов песни «Американ бой» было очень много — целых девять. Вначале был припев не англоязычный, а был «Возьми меня в Америку, возьми меня с собой, иначе я в истерике уеду в Уренгой».
Апина покрутила у виска, говорит, «Дорогой, ты с ума сошел». И потом меня осенило «бой, американ бой, уеду с тобой», один корень, а русские значения. И дальше я думаю, ну что, надо повторять, как Russian Girls. И также «Балалайка», «Ямайка».
Но я, конечно, не мог поверить, что «Бухгалтер» будет хитом, потому что вообще шансон — не мое, это Апина принесла листок с текстом, она сочинила.
Это было в городе Омске, на гастролях. И я просто за 10 минут подобрал музыку. Для меня неожиданно, что эта песня стала хитом. Наверное, клип все-таки сыграл большую роль. Из-за него актер пострадал, который играл бухгалтера.
Он служил в Малом театре, но после клипа был вынужден уволиться, потому что он выходил играть Островского, а ему кричали с балкона — «Бухгалтер, бухгалтер!». Один раз он даже остановил. Сказал «Да, бухгалтер. Все, успокоились? Продолжаем спектакль».
Мы писали не просто хит, а национальную песню, которая отражала народное. Плюс у Алены Апиной был народный голос, у Тани Ивановой — эстрадный. Они еще идеально сочетались.
Вы работали с множеством звезд. С кем работа, помимо «Комбинации», помимо Апиной, запомнилась больше всего и почему?
Все по-разному. Смешные были Маша Распутина, Вика Цыганова. Они не особенно прислушивались к композитору. Свое дело сделал — иди отмечай. Пугачева вот больше слушала, она более как бы была внимательна. С Александром Серовым было необычно — первая песня, которая не Игоря Крутого. Интересная тоже песня: «А я тебя, проклятую, до слез любил одну».
«Комбинация» стала феноменом эстрады, а внутри коллектива как вам работалось?
Все было душевно, девочки любили друг друга, вообще никаких споров не было. Шишинин вообще относился как к сестрам. Апина — моя первая любовь, я ее пригласил. Единственное только у нас Анжелика Варум не прижилась.
Какой вообще средний возраст ваших слушателей?
Скажу на примере песни «Два кусочека колбаски». Есть видео, где детский сад поет ее хором. Есть, где люди за 80. Молодежь много слушает. Основная аудитория, конечно, сорокалетние. Я бы так сказал — от трех до восьмидесяти лет.
А как вы думаете, почему?
Мне кажется, что песни «Комбинации» — это как летопись эпохи. Например, такое колбаса? Это не просто продукт, это уверенность семьи в завтрашнем дне. Если она лежала на столе, значит, все нормально. То есть это не просто символ еды.
Изначально, кстати, должно было быть «Два кусочека колбаски у тебя лежали на спине», такой отсыл к легкой эротике. Но Иванова сказала, что это порнография, и я решил прислушаться. Она, кстати, сочинила второй куплет.
Множество ваших поклонников и творчества «Комбинации» живут в исторических регионах. А вы бы туда поехали?
Зовите, да, с удовольствием поеду. Если пригласят, поеду обязательно. Я уже бывал в Луганске, правда, это было очень давно.
Как вы относитесь к экранизации «Комбинации»?
Это можно спросить: «Как вы относитесь к ребенку? У вас же много детей». Это родной ребенок. Мне просто удивительно было, что об этом снимают фильм. Причем, у моей мамы узнавали, какие пирожки она пекла, какое было в доме пианино и прочие мелочи.
В чем вообще, по вашему мнению, сейчас заключается этот тренд, который пошел на 90-е и в России, и в странах СНГ?
Это честное время, если говорить про музыку, то там были настоящие мелодии. Сейчас душа выхолощена. Тогда не было мультикультурализма. Парни любили девушек. Это все было честно. Песни все были мелодичные. Они запоминались. Вы сейчас попробуйте что-то напеть, таких мелодий одна на миллион, а в половине даже слов не разобрать. Мы же в 90-е писали душевные композиции.
IOWA, Чеботина, Бойко. У них есть хорошие композиции. Но нет песни, чтобы за столом спели сразу несколько поколений. Я считаю, «Комбинация» — это народное, своего рода фольклорное творчество. Это слышно особенно в «Вишневой девятке».
Сейчас музыкантам проще или сложнее стать популярными, чем было в 90-х?
Сейчас, конечно, проще. Потому что песню засунул на радио, выложил в интернет и все. Если пошло, то пошло. А мы же бегали, пытались продвинуться. Вот Шишинин придумал гениальный план — он в каждом городе писал письма: «Мы — работники такого-то предприятия, просим поставить песни группы „Комбинация“, очень они нам нравятся». И так по несколько писем мы писали разными почерками. Он постоянно закупал конверты…
Как вы считаете, с началом СВО изменилась ли современная эстрада?
Я бы не сказал, что она полностью изменилась, но есть какие-то тренды. У меня есть песня, которую я написал. Это моя позиция. Я, конечно, ее спел, «Русские своих не бросают». Музыка и слова мои. «Если брат в беду попадает и нарушен жизни уют, русские своих не бросают, русские своих берегут». Причем эту фразу сказал генерал Скобелев.