Фото: личный архив Алины Заболотней

О вызовах современной школы, проектах, которые способны вернуть детям радость, отличии воспитательного процесса в школах России и Украины Херсонскому агентству новостей рассказала учитель начальных классов школы Геническа, финалист федерального конкурса «Флагманы образования» от Херсонской области Алина Заболотняя.

Насколько сложно было попасть в финал конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для управленцев и педагогов? Какой отбор Вы прошли для того, чтобы там оказаться?

– У нас были дистанционные задания на региональном этапе. Нужно было прослушать лекции, выполнить задания по этим лекциям, а потом пройти финальное тестирование. Всего было пять заявок от Херсонской области, и на финальные испытания поехали два человека. Сложность была в том, что все для нас в тестировании было новым: задания по проектированию, составление дорожных карт. С этим мы раньше не сталкивались.

А в финале насколько интересные и сложные задания выполняли?

– Одним из заданий была демонстрация личного проекта. Я, например, показывала проект, который у нас в школе уже работает второй год. Второе испытание мы проходили в команде из семи человек: разрабатывали кейсы и потом защищали результаты своей работы. Но самое продуктивное, мне кажется, было третье состязание – мы работали в формате «мирового кафе». Это метод дискуссии, при котором каждый человек мог перейти из одной команды в другую, влиться в новый коллектив так, чтобы сойтись во мнении с ним. То есть разобраться и попытаться внести что-то новое, не разрушив старое. Очень интересный опыт.

Вы упомянули проект, который вы реализовываете второй год в школе, расскажите, пожалуйста, подробнее о нем.

– Это проект «Школа счастливого детства». Когда мы начали работать в новых условиях, сначала было тяжело, потому что вместе с нашими детками к нам пришли ребята, которые были лишены дома. И нам хотелось создать такие условия, чтобы у этих детей опять появилась радость, счастье в глазах. Это были просто взрослые дети, потому что они видели то, что многим взрослым даже и не снилось. И поэтому мы разработали систему дополнительного образования, чтобы они могли заниматься не только учебой: спортом, петь, танцевать. Это было не просто, но нам помогло и Министерство образования области, и шеф-регион Адыгея, благодаря которому у нас теперь есть замечательный ФОК. Появились спортивная площадка, медицинский класс, музыкальный класс. Школа выпустила шесть медалистов в прошлом учебном году, им открылись новые горизонты, они смогли поступить в лучшие вузы страны. А затем, надеюсь, став квалифицированными специалистами, захотят вернуться, чтобы поднимать Херсонскую область.

Если сравнивать российскую систему образования с той, что была при Украине, в чем разница? Что изменилось?

– Воспитательной работы стало гораздо больше. Много различных активностей для детей существует, ребят привлекают в разные сферы: и в научную, и в театральную, и в спортивную. Дети заняты не только учебой, но и саморазвитием. Я это отлично знаю, потому что в феврале стала еще и советником директора по воспитанию. Мы сейчас развиваем в детях, в том числе

патриотизм. Очень много рассказываем о традициях России, о законах, об известных людях. У нас есть в области «Движение первых», в «Орлята России» вступили наши ребята. Наша школа является флагманом в этом направлении.

Алина, вы, конечно, педагог по призванию. А помните, как вы решили стать учителем? Это было осознанное решение?

– У меня есть забавная история на эту тему. Моя мама недавно перебирала документы дома и случайно нашла письмо, которое мы писали в первом классе на уроке, что-то вроде сочинения «Кем я хочу стать, когда вырасту». Честно говоря, сама не помню, как это было, но там я описывала свою мечту: «Я хочу быть учителем, чтобы проверять тетради». Представляете? Так и получилось.