Команда КВН из Скадовска «Рука в синице» представила Херсонскую область на 37-м международном фестивале команд КВН в Сочи. О будущем самой успешной команды региона, о развитии юниор-лиги и том, как шутить в условиях СВО, Херсонскому агентству новостей рассказал руководитель команды Василий Коваленко.
— Василий, расскажите о себе. Чем занимались до СВО?
— Я получил агрономическое образование в Херсонском аграрном университете, где учился с 1999-го по 2004-й год. До этого закончил Скадовский техникум. Сначала работал по специальности — в Скадовском институте риса. Потом в Укртелекоме. А после, уже накануне СВО, стал тренером по шахматам в Доме культуры.
— А как в КВН пришли?
— Играть начал, когда учился в университете. У нас была команда «Три капитана» — сборная агрономического факультета. Когда закончил вуз и вернулся в Скадовск, занимался КВН в школах, руководил командами. Сначала в третьей школе организовал девичью команду — они на роликовых коньках выступали. Начинал работать с командой первой школы, но там не сложилось. После я собрал свою команду «Смайлы», с которой мы отыграли, наверное, лет десять, везде представляя Скадовск. У нас много кубков и достижений, больше 200 игр.
А в 2018 году появилась команда «Рука в Синице». Мы представляли Скадовский техникум и аграрный университет. В команде играли молодые студенты. Выступали в украинской Лиге смеха. Потом — Covid, когда не до КВН было, и СВО. Уже после начала специальной военной операции, мы пересобрали команду на базе первой школы Скадовске, оставив название, форму и юмористический материал.
— Как вам удается быть на одной волне с ребятами из команды, которые младше?
— Особых проблем нет, потому что мы, как это бывает и в других командах, много времени проводим вместе и нет проблем с взаимопониманием. Есть свои моменты с разницей в чувстве юмора, с поиском общих тем для шуток, но для этого есть редакторы, которые помогают понять, в каком векторе двигаться команде.
— Есть шутка про то, что пять минут смеха продлевают жизнь, но это смотря над кем или чем смеяться. Где, на ваш взгляд, границы у юмора? На какие темы не стоит шутить?
— Конечно, в КВН есть границы, через которые мы стараемся не переходить. Например, не стоить шутить про смерть и болезни, пропагандировать курение, наркотики, алкоголь. Аккуратнее следует подходить к социально чувствительным темам, затрагивать вопросы веры и национальностей.
В случае с нашей командой все немного сложнее, так как мы представляем новый регион России. У нас, кроме, собственно, юмора, должна быть еще четко выраженная позиция. То есть мы должны высказать что-то о своей области, о том, как мы относимся к России. Даже если говорим о каких-то проблемах в регионе, то подчеркиваем, что их, безусловно, удастся исправить. То есть, поскольку у нас идут боевые действия, команда старается внести позитив, оптимизм в ситуацию.
— Расскажите о самом необычном выступлении команды и о выступлении, после которого вы поняли, что вот оно — будущее веселых и находчивых из Скадовска?
— Наверное, нет такого, чтобы одно выступление определяло будущее команды. Все идет по нарастающей на протяжении сезона. Но мы, наверное, в 2024 году поверили в себя, когда играли в Мурманске и с нами начали работать креативные продюсеры, которые помогали и писать шутки, и ставить номера, и находить свои точки в юморе. Результатом этого стало выступление команды на прошлогоднем фестивале «Кивин 2025» в Сочи, когда мы попали в номинацию «Разрыв дня». Нас даже пригласили в телевизионную Дальневосточную лигу, но, к сожалению, без финансирования мы туда поехать не смогли.
В 2025 году у нас было много ярких игр. Это и Зимний Летний кубок в Краснодаре, и выступления в Рязани, выступления на Кубке Содружества, выиграли кубок в Нягани и кубок в Ханты-Мансийске. В Сочи мы тоже выступили очень хорошо. Можно сказать, что в этом году стало реализовываться то, что было заложено в 2024-м. Это дает уверенность идти ближе к телевизионным лигам. Надеемся, что в этом году мы туда попадем, что в области найдется финансирование, и мы сможем там играть сезон.
— Поездка в Сочи — это апогей для команды или преодоление очередного испытания, которое закалит ребят?
— Для любой команды КВН поездка в Сочи — это не апогей. Это как отчетное выступление, где редакторам показывают результаты за год. Поэтому Сочи — это не пик, а скорее ступенька перед следующим сезоном. Но ступенька, которая определяет, делаешь ты шаг назад, остаешься на месте или двигаешься вперед. Ребятам это позволяет понять, стоит ли дальше заниматься КВН. То есть, если команда провалится на фестивале, я не думаю, что ребята и их родители захотят и дальше в этом вкладываться. Но если команда выступает хорошо, получает повышенный рейтинг или второй тур, а затем — приглашения от серьезных лиг, то у игроков и их близких появляется мотивация работать еще.
— Как вы оцениваете будущее команды? Каковы перспективы?
— Думаю, что команда в любом случае до определенного уровня дойдет. Хотя у команды из нового региона есть свои трудности. Например, редакторы не всегда понимают, как наш юмор будет смотреться в телевизоре, даже некоторый испуг есть. Летом мы участвовали в кастинге Лиги городов на ТНТ, и там были готовы показать нашу команду, были в нас заинтересованы, но проект закрылся. А на Первом канале ограничения более строгие, и, редакторы Высшей лиги думают над тем, как зритель отнесется к специфике наших шуток. Но я думаю, что Первая лига, Премьер-лига или та же Дальневосточная нам вполне по силам. Это тоже телевизор, но все-таки не федеральные каналы. Они уже показывали нас, и отклики от зрителей были хорошими.
— Ребята растут, уезжают. Будете ли менять состав?
— Конечно, есть те, кто уехал из Скадовска и учится в других регионов — в Ростове, Крыму, Москве, Сочи… Да, они меньше ездят, не везде могут играть, но связь остается — мы продолжаем собираться и вместе выступать.
Будем ли мы привлекать других людей? Пока, наверное, пока нет. У нас закрыты все вопросы по комплектации команды. При этом в Скадовске и Скадовском районе создается много новых команд, которые будут играть в юниор-лиге. Это позволит создать конкуренцию и базу для того, что привлекать новых игроков. Хочется, конечно, найти колоритных персонажей, которые внесут разнообразие в красивую, ровную команду.
— Как в целом развивается КВН в Херсонской области?
— Сейчас в Херсонской области действуют две официальные лиги. Первая базируется в Геническе и больше ориентирована на выступления. Ее ведут квнщики из Севастополя, они привозят свой материал и проводят несколько репетиций с местными ребятами, которые участвуют в трех-четырех играх за год. В остальное время команды ничем не заняты, сами шуток не пишут, у них нет постоянного состава и даже формы, это актеры для концертов.
Вторая лига — это Херсонская юниор-лига, которая второй год действует в Скадовске. Это детский КВН. И мы пытаемся создавать здесь команды и вообще формировать структуру лиги по принципам, которые действуют в остальной России. То есть там и база закладывается, и руководитель есть, и команды сами стараются писать материал, а мы им только помогаем. Много конкурсов и выступлений, отчеты о них идут в Москву. Но у этой лиги нет поддержки правительства Херсонской области. Хотя выступление в Сочи показало, что команда из Скадовска «Рука в синице» на две-три головы выше других коллективов из нашего региона.
После выступления в Сочи мы должны встретиться с руководством Министерства молодежной политики Херсонской области, обсудить будущее команды и юниор-лиги.
— Что вы посоветуете тем, кто хочет играть в КВН и делает первые шаги в этом?
— Нужны желание и время. Нельзя потратить пять минут за день и сразу выйти на сцену. Нужны репетиции, тренировки, внимание к своему внешнему виду. И начинать лучше именно с детского КВН, потому что он дает базу, учит игре.
Понятно, что если играть хочет уже взрослый человек, он не пойдет в детскую команду. Тогда нужно трудолюбие, при котором каждый может стать звездой в КВН. В Сочи сейчас выступают команды, где среди участников есть пожилые люди. Они начали играть в КВН пару лет назад и отлично вписались в молодые коллективы. Поэтому игре все возрасты покорны, было бы желание.