Облысение давно перестало быть темой шуток: для миллионов людей оно становится серьезной психологической проблемой. Это заболевание напрямую связано с гормонами, рассказал aif.ru пластический хирург, кандидат медицинских наук Александр Гончаров.
«Подавляющее большинство наших пациентов — мужчины, страдающие андрогенной алопецией. Эта форма облысения связана с мужскими гормонами: тестостероном и его производным — дигидротестостероном», — отметил врач.
Особенность болезни в том, что она наследуется не по отцовской линии, как принято считать, а по материнской. У женщин такая форма облысения встречается реже и чаще связана с гормональными нарушениями. Но пациентками клиник по пересадке волос женщины становятся все чаще: около 10–15% обращений связано с желанием скорректировать рубцы после операций или ожогов, а также пересадить волосы в область бровей или изменить линию роста волос.
Популярные способы «спасти шевелюру» вроде масок, настоек, стимуляторов роста или БАДов помогают лишь временно. Если фолликулы чувствительны к дигидротестостерону, никакие лосьоны проблему радикально не решат. Парики и накладки, даже самые современные, он также не считает выходом. «Кожа является полноценным органом, выполняющим важные функции — защитную, терморегуляторную и газообменную, долговременное ношение таких накладок нарушает ее функции, не дает ей полноценно дышать. А нарушение этих процессов ведет к воспалению, скоплению кожного сала и пота под накладкой, а также к дистрофии оставшихся волосяных фолликулов», — отметил Гончаров.
На сегодняшний день самым действенным методом считается пересадка собственных волосяных фолликулов. Абсолютных противопоказаний мало: это, например, полное отсутствие донорских волос или аллергия на местные анестетики. Иногда в качестве донорской зоны используют бороду или даже волосы на теле, но на практике такие варианты редки.
«Количество фолликулов у человека закладывается с рождения и является индивидуальной величиной — со временем их число может только уменьшаться, а возрастать — никогда. Поэтому после извлечения фолликулов из донорской зоны там их становится, естественно, меньше, соответственно, густота волос на затылке не будет прежней, но благодаря искусству трансплантолога это будет незаметно», — объясняет специалист.
Пациентов часто волнует вопрос: не выпадут ли пересаженные волосы снова. Гончаров уверяет, что этого не происходит. Фолликулы берутся с затылка и висков, а у них нет рецепторов к дигидротестостерону. Это феномен донорской доминанты, который обеспечивает пожизненный рост новых волос.
Метод пересадки сегодня в основном используют щадящий — FUE, при котором фолликулы извлекаются по одному микроинструментом, и шрамов не остается. Более старый способ FUT, когда иссекается целая полоска кожи с затылка, применяется все реже, так как после него остается рубец. В среднем восстановление после процедуры занимает до двух недель. При этом важно помнить: пересадка возможна только с использованием собственных волос.