Геническ, 17 мая — ХАН. Нет ничего особенного в том, что военным министерством управляет гражданский человек. В России это уже четвертый подряд министр обороны не из рядов военных. Особенность нынешнего назначения в том, что ведомство возглавил профессиональный экономист-теоретик (создавший в свое время такую крупный аналитический институт как Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования), бывший министр экономического развития и помощник президента. Такое случалось нечасто даже в мировом масштабе. Об этом сообщает ДАН.
Белоусов — рыночный экономист, но с большим упором на значительное государственное вмешательство в макроэкономические процессы. Одновременно он ориентируется на улучшение работы государственных институтов с тем, чтобы они по эффективности не уступали или даже превосходили бизнес-организации. В этом и состоит его философия как экономиста неокейнсианского направления.
Особенность военного заказа и военной экономики в целом в том, что они не приносят прибыли и не могут рассчитывать даже на рентабельность. Это чистое освоение бюджета. В таких условиях у производителей есть большой соблазн бесконтрольно увеличивать стоимость изделий, повышая тем самым государственные расходы. Именно об этом говорит сам Белоусов, выступая перед Госдумой:
«Первая [задача] — обеспечить полноценную интеграцию экономики вооруженных сил в общую экономику страны. Задача эта непростая, комплексная, предполагает, прежде всего, оптимизацию военных расходов. Хочу подчеркнуть — оптимизация не означает огульное сокращение. Оптимизация, прежде всего, означает повышение их эффективности, чтобы каждый рубль бюджетных денег, которые, в конечном счете, платят наши граждане и бизнес, приносил максимальный эффект».
Таким образом, можно говорить о предстоящем глобальном и комплексном аудите всей деятельности министерства обороны. Военные действия требуют, как известно, денег, денег, и еще раз денег. В этой ситуации нужен подход, который обеспечит, чтобы армия ни в чем не нуждалась, но при этом и не превращалась в бездонную дыру, которая поглотит весь национальный бюджет.
Не секрет, что на фоне СВО министерство периодически подвергалось критике со стороны общественности. Это было связано как с «социальной» частью работы ведомства (например, предоставление квартир военнослужащим), так и с состоянием госзаказа, логистическим проблемам и другим организационным моментам.
Россияне, привыкшие к эффективно работающим российским компаниям и гражданской бюрократии, в значительной степени цифровизированным и отладившим свои процессы по современным стандартам, часто недоумевали, почему оборонные структуры не могут обеспечить такое же высокое качество работы. Об этом также упоминает Белоусов, по словам которого все, что есть в стране эффективного и передового, все должно работать на достижение победы, на обеспечение решения задач вооруженных сил. Это касается не только физических технологий, но и методов управления. Подтянуть тыловую, часто невидимую часть российской военной машины к обычным в гражданском секторе (как частном, так и государственном) стандартам.
Учитывая, что задачу эффективно выстраиваемого военно-промышленного комплекса вряд ли можно решить в одночасье, можно предположить, что реформы будут долгосрочными и в значительной степени устремленными в будущее. А роль этого сектора в экономике еще долго будет оставаться значимой. Что в связи с общей международной обстановкой выглядит вполне логично.