Геническ, 28 апреля – ХАН. Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье празднуют сегодня православные верующие. Это один из 12 главных христианских праздников, напоминающий о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, описанном во всех четырех Евангелиях.
Предшествовавшие события
Евангельские тексты рассказывают, что в последний год своей земной жизни Спаситель отправился в Иерусалим вместе со своими учениками. По пути он получил известие о болезни Лазаря из Вифании, которого называл свои другом. Но, к удивлению сопровождавших, спешить не стал, назвав болезнь Лазаря «не к смерти, но к славе Божией». Когда же Христос все же достиг Вифании, его друг уже четыре дня как умер и тело его находилось в погребальной пещере. Подойдя к ней, Иисус начал молиться, а затем громко воскликнул: «Лазарь, иди вон!». В этот момент усопший воскрес и вышел из гробницы. Именно это евангельское событие, предшествовавшее Входу в Иерусалим, особо почитается Церковью. Канун Вербного воскресенья так и называется «Лазарева суббота».
Чудо воскрешения, о котором сразу же стало известно по всему Израилю, убедило людей в том, что именно Иисус и есть тот долгожданный Мессия, который по ветхозаветным пророчествам, должен был освободить от власти Рима.
Вход Господень в Иерусалим
На следующий после событий в Вифании день Христос подъехал к Иерусалиму, где на тот момент в ожидании празднования иудейской Пасхи собралось множество паломников. Все ожидали некоего торжественного въезда Спасителя, однако он проследовал через городские ворота не триумфально и верхом на коне, а на простом ослике. Народ приветствовал Иисуса как будущего избавителя, расстилая перед ним на дороге одежду и пальмовые ветви. Последние на Востоке символизировали победу и потому их обязательно брали с собой в паломничество по святым местам.
Придя в Иерусалимский храм, Иисус выгнал оттуда торговцев, открывших свои лавки к празднику. Он провозгласил: «Дом Отца Моего не делайте домом торговли» и тем самым впервые назвал себя Сыном Божьим. Такой поступок вызвал гнев первосвященников, но сопротивляться никто из них не стал, тем более что после исцеления Христом всех больных и немощных, пришедших к храму, народ еще больше поверил в него как в спасителя Израиля. Вечером он вернулся в Вифанию, в дом Лазаря, вместе со своими учениками и последователями.
О празднике
В память об описанном событии восточные христиане и католики используют в праздновании Входа Господня в Иерусалим пальмовые ветви, но в России и других странах, где пальмы не растут, вместо них используются букеты вербы, расцветающей по весне одной из первых.
Праздник Вербного воскресенья предваряет собой начало Страстной седмицы – наиболее строгой и завершающей части Великого поста перед непосредственно Пасхой Христовой. Как правило, в к этому дню принято украшать православные храмы букетами вербы и освящать их. Народный обычай предписывает хранить принесенные после богослужения освященные букетики вербы в течение всего года.
Связанные с праздником другие поверья придают вербе особую силу, защищающую от болезней, нападений хищных животных и даже грозовых разрядов. Последних крестьяне очень боялись, ведь систем грозозащиты в средние века не было, а попадание молнии в избу могло привести к пожару и уничтожению всего имущества. Кроме того, попадание молнии в дом или в человека считалось тогда «карой небесной».
В некоторых уголках Руси также существовал обряд «избиения вербой», заключавшийся в троекратном хлестании друг друга освященными ветками. Предки верили, что это позволит уберечь родных от греха, отвести от них болезни и «недобрые глаза», то есть какие-то магические воздействия.