Геническ, 7 июля — ХАН. Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», ставшая одним из самых значимых произведений русской литературы, хранит в себе немало секретов. Но многие не знают даже смысла аферы главного героя: в ней разобрались aif.ru.
«Мертвые души» — это история о похождениях отставного чиновника и махинатора Павла Ивановича Чичикова, задумавшего аферу с умершими крепостными. Сам Чичиков представляет собой тип авантюриста-приобретателя, который находится в постоянном поиске капитала.
По сюжету произведения, Чичиков предлагал помещикам выкупить у них мертвых крепостных — конечно, из могил никого не выкапывали. Крестьяне продавались исключительно на бумаге. Дело в том, что пока перепись, называемая ревизской сказкой, не фиксировала смерть крестьянина, помещик платил за него налог, при этом ревизии проводили не часто — раз в несколько лет. Отсюда и обоюдная выгода такой сделки: помещик избавлялся от налогового бремени, а Чичиков получал желаемое. Но зачем ему нужны были несуществующие люди?
Объяснение этому дается в 11 главе поэмы: «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу! Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их!».
Брешь в законе оборачивалась выгодой для махинатора. Он замыслил выкупить за бесценок у помещиков умерших крестьян, затем заложить их в Опекунский совет. Дело в том, что Опекунский совет в XIX веке выдавал помещикам ссуды под залог крепостных крестьян. Другими словами, помещики получали кредиты за то, что закладывали своих крестьян в качестве имущества. Чичиков собирался заложить свои «мертвые души» и получить за них ссуду — по 200 рублей на каждую.
Но как решить проблему отсутствия собственной земли: ведь без нее никакие манипуляции с крестьянами по закону невозможны. Здесь искателю капитала и приходит на помощь Таврическая и Херсонская губернии. В это время, территории Новороссии не могли похвастать большим населением и государство делало все для заселения плодородных черноземных земель — осваивать новые территории ехали со всей России. Поэтому земли для сельского хозяйства в «новых регионах» охотно выделялись бесплатно. Именно этой особенностью Новороссии и собирался воспользоваться Чичиков: так он получал и землю и ссуды под залог несуществующих крестьян.
Однако реализовать хитрый план аферисту не удалось — помешал человеческий фактор. Коробочка боялась продешевить, поэтому отправилась в Опекунский совет, чтобы уточнить цену за такое приобретение. А помещик Ноздрев, в силу своей скандальной натуры, на балу у губернатора рассказал всем присутствующим о затее Чичикова. Так афера и раскрылась.