Фото: wikimedia.org/CC BY 3.0

Геническ, 14 июля — ХАН. Реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ-13, а в народе просто «Катюша» впервые отразила атаку немецких войск у станции Орша ровно 83 года назад, 14 июля 1941 года. Она наряду с танком Т-34 и штурмовиком Ил-2 стала легендой, одним из символов Великой Отечественной войны, а позже отслужила еще почти полвека. Но в чем заключалось ее могущество?

Старая идея, новое оружие

История знает много попыток создать оружие, используя реактивный снаряд. Считается, что впервые ракеты стали применять в Китае, а первой реактивной системой залпового огня стала корейская «хванчха», чье применение датируется ХVI веком. До Европы подобное оружие дошло по историческим меркам очень поздно: в XIX веке британцы переняли идею у индийцев, с которыми регулярно воевали, — так появилась ракета «Конгрива». Первые образцы реактивного вооружения всех стран были неточными и малоприменимыми в боевых действиях, а британцы использовали свои ракеты лишь для бомбардировок мирных городов.

Высокие боевые качества РСЗО всему миру впервые продемонстрировала именно «Катюша», сочетавшая в себе мобильность, простоту в производстве и применении, невиданную в то время огневую мощь. Ее главным атрибутом была незамысловатая конструкция — сварная ферма для ракет, установленная на поворотный механизм в кузове грузовика. Вооружение боевой машины — 132 мм ракета М-13 (для БМ-13) или 82 мм М-8 (для модификации БМ-8). Родом реактивные снаряды были из авиации — изначально оба типа боеприпаса разработали для применения с самолета: РС-132 «воздух-земля» и РС-82 «воздух-воздух» попросту переделали под запуск с земли и полет по баллистической траектории.

Благодаря простоте исполнения, «Катюша» не производилась как единый образец вооружений. В заводских цехах собирали сотни модификаций на базе советских и импортных грузовых автомобилей — целое семейство реактивной артиллерии. К концу войны к ней присоединился двоюродный брат «Андрюша» (БМ-31-12), несущий реактивные снаряды калибром уже 300 мм.

Ад на поле боя

Преимущества нового вооружения в начале войны стали очевидными: выпуская десятки снарядов за считанные секунды, несколько «Катюш» по мощи оказались сравнимы с артиллерийским дивизионом. Куда более легкая чем ствольная артиллерия система была очень мобильной. Совершив короткий огневой налет, она могла немедленно покинуть позицию и избежать ответного удара. За это пришлось заплатить более низкой, чем у пушек точностью и долгой перезарядкой, однако со своими задачами РСЗО справлялась отлично. Впервые столкнувшихся с «Катюшами» немцев приводили в ужас ее залпы. Огненный вал сметал наступающие колонны и уничтожал технику, огромен был и психологический эффект. Ударная волна на большой площади, взрытая и пылающая земля подавляли волю солдат Вермахта.

Быстрое усиление разных участков фронта «Катюшами» могло сдержать целую армию, поэтому боевые машины, как и тяжелые орудия калибром свыше 200 мм, преимущественно находились в резерве Ставки. Так, БМ-13 внесли свою лепту в Битве за Москву и задержали продвижение немецких войск к Ленинграду.

Продемонстрировавшие высокую эффективность в начале войны, «Катюши» применяли почти во всех крупных наступательных операциях против немецко-фашистских войск. Оглушительный рев их снарядов ознаменовал начало операции «Уран» под Сталинградом, сражения на Курской дуге и Штурм Берлина.

Секрет грозного оружия

Снаряды «Катюши» брали не только количеством, но и качеством. Боевая часть ракеты подрывалась с двух сторон — ударные волны сталкивались, разогревая корпус ракеты до 800 градусов. После его осколки получали сильное зажигательное действие.

Благодаря «самостоятельности» снаряда, который брал все нагрузки, связанные с разгоном заряда, и отсутствию отдачи, система не требовала тяжелого казенника и ствола. В результате ей не требовалось гусеничной платформы и какого-либо отдельного шасси. Для размещения ферм хватало кузова обыкновенных шестиколесных грузовиков того времени. Поэтому мобильность системы не стоила советской промышленности так дорого, как в случае с самоходными артиллерийскими установками.

В сущности, в системе залпового огня уникальной для начала 40-х не было какой-то отдельной передовой технологии или секрета. Она представляла собой совокупность удачных решений, делавших ее на порядок эффективнее конкурентов. Так, немецкий «Небельверфер» был буксируемым и самостоятельно передвигаться не мог, а другие образцы были более громоздкими и дорогими. В США даже устанавливали подобные системы на танки, но продолжения такой вариант не получил, а Британцы, воевавшие в основном на море, почти не занимались разработками таких боевых машин.

Богатое наследие

Благодаря хорошей компоновке, правильным техническим решениям, как следствие высокой боевой эффективности «Катюша» не только отслужила несколько десятилетий, но и основала целую династию реактивных систем. Ее черты унаследовали «Грады», «Ураганы», «Смерчи» и другие РСЗО, а также тяжелые огнеметные системы. Своим появлением ей обязаны и многие образцы вооружений на Западе — схема, по которой построена БМ-13, со временем получила признание во всем мире.