Cassius Marcellus Coolidge, Poker Sympathy

Геническ, 12 июля — ХАН. Политолог и редкостный, но все-таки умный, русофоб Збигнев Бжезинский ввел в оборот современного геополитического восприятия образ шахматной доски. Однако древняя игра мудрецов и стратегов оказалась не по мозгам недалеким приемникам Збига в Белом доме, они свели ее до банального покера с блефом воинственных заявлений и повышением ставок, добавляя в банк все больше ракет и дивизий.

Очередным примером покерного отношения к внешней политике стал анонс размещения в Германии ракет большой дальности в 2026 году. В ситуации, когда нанятая Западом ЧВК «Украина» задачу провалила, единственной целью провозглашено «спасение европейских демократий», переводя на русский: «да, мы опять целим в Россию, так торговаться сподручнее».

Зачем? Представьте, что перед вами картежник-лудоман, назовем его дядя Сэм, он проиграл свои, занял у всех вокруг, но продолжает идти на дно. При этом долг по американским «трежерям» с момента создания в 1944 году Бреттон-Вудской системы столь же священен, как и карточный, на этом вся система международной торговли и держится. И вот этот проигравшийся кладет на стол свой кольт, что не оставляют без внимания другие игроки.

Однако «кольт» за столом есть у всех игроков. Великобритания имеет и ракеты, и ядерное оружие, то же самое относится к Франции, в Германии есть ядерное оружие, но американское и только в виде авиабомб. У России есть все и даже немного больше, но пока вынесем это за скобки.

В отличной сатире «Да, господин министр» (как еще в Британии можно рассказывать серьезные вещи?), Джонатан Линн и Энтони Джей высмеивают траты королевства на ядерные бомбоубежища.

 — К тому же, Хамфри, от русских нас всегда защитят американцы, верно?

— От русских? — переспросил он. — Кто говорит о русских?

— Э-э… доктрина ядерного сдерживания…

Он перебил меня:

— …ставит своей целью защитить нас от французов.

А теперь давайте взглянем на ситуацию глазами типичного жителя Западной Европы, но не того, который месяц назад переправился на лодке из Африки, а выпускника престижного парижского университета. До 1945 года в этой части света воевали все со всеми с короткими передышками на перевооружение или чуму: обе мировые войны, наполеоновские кампании и легендарная битва рыцарей при Креси. А теперь немцы из рук слабеющего Вашингтона, который 80 лет страны и сдерживал, могут получить средства доставки ядерных зарядов. Заклятым соседям не понравится точно.

Теперь еще один фактор. Ракеты Белый дом обещает развернуть в 2026 году. Однако с этим могут возникнуть проблемы из-за смены хозяина в этом самом доме, выборы уже в ноябре. После недавних дебатов «демократы», а главное их ключевые спонсоры, пришли в панику и уныние, причем сообщали об этом не в кулуарных разговорах, а с передовиц подконтрольных СМИ. Остро стоит вопрос о смене кандидата, так как Джо Байден уже с трудом говорит даже по бумажке. Однако скамейка запасных у «демократов» от плохого к худшему, потому в Белом доме поспешили объявить, что их лидер хоть и часто работает с документами, но рукопожатие у него по-прежнему крепкое.

Республиканец Дональд Трамп на этом фоне набирает очки в колеблющихся штатах. Относительно Европы его позиция за прошедшее время не сильно поменялась: «конфликт на Украине я прекращу за сутки» и «союзники по НАТО должны увеличить взносы». Для режима Зеленского обе новости плохие. Отмена военного положения — это выборы, где его «вынесут вперед ногами», а речь о взносах это не для Киева, это для снижения расходов США за счет Европы.

Что там будет в 2026 году — середина срока следующего президента — в США, а тем более с американскими ракетами в Германии не знает никто.

Теперь добавим в уравнение Россию. Страну не то что до начала специальной военной операции, а еще за 10 лет до Русской весны на европейском театре военных действий начали окружать так называемым третьим позиционным кольцом противоракетной обороны. Румыния, Польша, Чехия — все гораздо восточнее Германии. И пусть никого не смущает слово «противоракетная», пусковой контейнер и системы перехватчика мало чем отличаются от ракеты «земля — земля» со спецбоеприпасом.

Для этого в рамках российской концепции ядерного сдерживания, которая даже сейчас сугубо оборонительного характера и исключает применение, если угроза стране не несет экзистенциальный характер, уже давно готов ответ — «тяжелые» заряды «Посейдон». Их потенциальный взрыв на обоих побережьях Северной Америки сделает расположенный на нестабильной платформе континент пригодным только для сурового выживания.

В сухом остатке мы имеем ничего не меняющее в стратегическом плане заявление в пылу президентской гонки. Американские картежники идут на блеф при плохих картах, заигрывая с избирателем.

Единственное, где фактор ракет в Германии может действительно сыграть именно в американо-российских отношениях — это торг вокруг условий новой разрядки, когда украинский кризис завершится.

Обозреватель Херсонского агентства новостей Иннокентий Курасов.