Геническ, 15 февраля — ХАН. Сретение Господне — один из «двунадесятых», то есть двенадцати важных православных праздников. У Сретения имеется неизменное место в церковном календаре: 15 февраля. Согласно церковному учению, в этот день Богородица принесла новорожденного сына в Иерусалимский храм, чтобы посвятить своего первенца Богу. О возникновении и сути этого праздника сегодня Запорожскому агентству новостей рассказал иеромонах Михаил, член редакции православного канала «Днесь».
Событие праздника
Событие этого Великого праздника не только сакрально, но и весьма драматично. Но давайте по порядку. По закону Моисея, на сороковой день по рождению первенца, его надлежало поставить пред Господом. В этот самый Святой день, приходит Мария с младенцем Иисусом в сопровождении Иосифа обручника к храму. В то же время в храм по вдохновению пришел и старец Симеон — на многие и многие годы жизнь его стала ожиданием только этого одного события. «Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Старец Симеон Благословил их, но благословляя изрек пророчество о младенце и матери Его: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».
Так и случилось в последствии. Учение Христа стало предметом споров и пререканий на столетия. Мария же, Мать Иисуса, в последствии много страдала, став свидетелем гонений и крестной смерти своего Божественного Сына.
Религиозный и философский смысл Сретения
На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча». Это и объясняет основной смысл праздника — встреча, сближение с Господом. Христиане считают, что такую встречу переживает каждый верующий, когда впервые приходит в храм. Считается, что с этого момента человек вступает на праведный путь, ведущий к спасению его души.
Второе мнение о возникновении названия связано с тем, что этот важный праздник символизирует момент, в котором сходятся Новый и Ветхий Завет. В прямом смысле это выразилось во встрече старца Симеона Богоприимца с Мессией, пришедшим в мир человеческий для его спасения, и в ожидании которой он прожил более 300 лет.
Третья встреча имеет сугубо личный характер. Для старца Симеона настал день, который он долго ждал. Праведный Симеон трудился вместе с 72 переводчиками на острове Фарос в Александрии, переводившими в 80-х годах III века до Рождества Христова с еврейского на греческий книги Ветхого Завета. Переводя книгу пророка Исаии, дошел он до слов «се Дева во чреве приимет и родит Сына». Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон уже хотел изменить слово «дева» на слово «жена», но в это время явился ему ангел Господень и сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. По преданию, старец Симеон сподобился блаженной кончины на 360-м году своей жизни.
Икона Сретения Господня
Самая первая икона Сретения Господня появилась в V веке в католическом соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме. На древней мозаике изображена сцена в Иерусалимском храме: Дева Мария с Младенцем на руках, Иосиф Обручник и встречающий их старец Симеон.
С IX века на православных иконах Сретения стали изображать образы пяти святых. В центре композиции была Дева Мария, держащая на руках Иисуса Христа. Рядом с ней изображен старец Симеон, согнувшийся в поклоне перед Младенцем. На некоторых фресках и иконах Богоприимец держит Спасителя на руках и получает его благословение. Чуть позади Богородицы изображен Иосиф Обручник с белыми голубями, а справа — пророчица Анна со свитком в руке.