Фото: Личный архив Марии Коваленко

Учитель английского языка Генической санаторной школы-интерната Марина Коваленко — одна из финалисток федерального конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей». В новом российском образовательном пространстве она видит возможности для развития каждого ребенка. Старается использовать разные платформы и самые современные методики. И заставляет гореть глаза учеников. Херсонском агентству новостей Марина Коваленко рассказала, как добивается таких результатов.

Участие в престижном педагогическом федеральном конкурсе это все-таки большая ответственность. Это было спонтанное решение или вы советовались с коллегами?

— Знаете, сейчас довольно часто мы привлекаем детей для участия в различных состязаниях, олимпиадах. А как я могу их мотивировать участвовать в конкурсах, куда-то ездить, когда сама ничего не делаю и сижу дома? Конечно, это неправильно. Поэтому я постоянно участвую в различных конкурсах вместе со своими учениками, с коллегами. И этот случай — не исключение. Очень интересная и насыщенная программа на «Флагманах»: мастер-классы, тестирования, лекции, встречи с профессионалами своего дела. Много новой информации мы получили об управлении школой, о построении личного имиджа и бренда педагога, о стрессоустойчивости. 

Какие ваши знания и навыки проверяли, по каким критериям оценивали самых достойных кандидатов?

— Например, полуфинальное тестирование включало около 200 вопросов, которые выявляли различные компетенции: аналитическое мышление, управленческие навыки, знание методической базы. А по итогам тестирования нам пришли личные карты. Проанализировали наши ответы и на их основе были построены рекомендации для личностного роста каждого педагога.

Что вы подготовили для финала?

— В финале мы представляли свои самые удачные воспитательные и методические решения. Мой проект назывался «Развитие цифровизации как неотъемлемая компетенция для педагогов и управленцев в сфере образования». Как только мы вошли в информационное и образовательное пространство России, мы поняли, что у нас существует масса возможностей как для учеников, так и для преподавателей. Главная моя идея — создать базу информационно-коммуникативных технологий, которую учителя смогут применять в образовательном процессе. Например, можно сделать опрос для учеников, и программа сама проверит и вычислит результаты, даже рейтинг составит. Можно записать видеоурок, можно делать что угодно! Да, сейчас у нас новое образовательное пространство, мы действительно не знаем многих возможностей, многих платформ. Но у нас все впереди.

Как ученики, коллеги, руководство реагирует на такие цифровые нововведения, которые вы предлагаете? Поддерживают?

— Я преподаю английский почти во всех классах с 3-го по 11-й. И могу сказать, что дети реагируют отлично на все эти цифровые изменения, они податливы, им все интересно. Есть разница: буду я сухо рассказывать правила грамматики или рисовать их на мультимедиа-доске, да еще двухминутный анимированный мультик про это же правило поставлю? Конечно, есть! Когда есть техническая возможность в класса, мы с ребятами играем в специальные игры. Например, мы выучили 10 слов. И нужно сопоставить пальчиком написанное слово и картинку, его обозначающую, на экране. Естественно, так интереснее. А еще я стараюсь, чтобы дети английский воспринимали на слух. Мы поем, у нас есть обязательная приветственная песенка, есть песенка прощания. 

С детьми все понятно, но ведь многим учителям наверняка непросто «въезжать» в неизвестное для них диджитал-пространство?

— На самом деле, учителя у нас тоже очень активные и открыты ко всему новому. Опять же, бесплатные олимпиады по разным предметам, где вы можете поучаствовать и получить сертификат, который пойдет в вашу копилочку. У нас были олимпиады по правилам дорожного движения, сейчас идет олимпиада по культурологии для учеников 8 и 11 классов. У нас же многие учителя, родители, дети просто об этом не знают, и вот моя миссия — донести информацию, рассказать всем, что такое существует. Буквально недавно мне позвонили, обрадовали, что у нас есть такое Всероссийское сообщество наставников-просветителей при Министерстве образования Российской Федерации, и меня назначили региональным координатором этого проекта. То есть моя задача будет найти активных неравнодушных преподавателей, которые транслируют свой опыт, рассказывают о педагогике в нашей Херсонской области.

Но ведь так было не всегда? Что изменилось в образовании после воссоединения Херсонской области с Россией?

— Начну издалека. Я вообще родом из Запорожья, в педагогике с 2010 года. Работала в университете, в колледже, у меня была своя частная языковая школа в городе Васильевка Запорожской области. В связи с тем, что там сейчас линия разграничения, в 2022 году я переехала в Геническ вместе со своей семьей. Лучше всего я умею преподавать английский, и я решила пойти в школу.

И знаете, что я поняла, в чем разница образования в России и на Украине? Образование в России действительно ценно. У детей появилось много возможностей, и чтобы ими пользоваться, надо просто учиться. Не надо платить деньги, не надо иметь связи, не надо какими-то хитрыми путями добиваться. Если ты действительно что-то знаешь, участвуешь в олимпиадах — ты достигаешь высот.

Пример. Мы с ребятами из моей школы участвовали в всероссийском интеллектуальном турнире «Лига знаний», представляли Херсонскую область в финале в Москве. Мы заняли ценное для меня 87 место из 89. Да, хотелось бы лучше, но, например, выучить историю России за год, если ты ее никогда не учил, тяжело, а там были очень сложные вопросы. И мы увидели, что действительно можно честно победить. И что быть умным — это действительно классная и престижно. А не так, как на Украине «если ты такой умный, почему тогда такой бедный», понимаете?

Вы также являетесь советником директора по воспитательной работе, какими здесь достижениями можете поделиться?

— У нас в школе ребята и в «Движении первых», и в Юнармии, они и юные инспекторы дорожного движения, и «Орлята России». Каждое утро у нас начинается с зарядки в 8:15, все с удовольствием участвуют. Проводят зарядку старшеклассники-наставники, они закреплены за каждым классом. Бывают и танцевальные флешмобы, мы разучиваем танец и даже записываем все это на видео. 

Стараюсь приглашать к нам военных, всегда говорю: «Я же девочка, не знаю, как правильно маршировать!». И военные приходят потренироваться с нашими ребятами — учат строевому шагу, как выносить знамя. Наши ученики все уже умеют разбирать и собирать автомат на время. Волонтеры-медики учат ребят оказывать первую помощь. Конечно, дай Бог, чтобы никому это не пригодилось, но лучше быть готовым. 

Что мотивирует лично вас так много делать для школы, для учеников? 

— Когда мы с ребятами были в Москве, на финале одного из конкурсов, мы увидели, как нас тепло встречают. Как только человек узнавал, что мы из Херсонской области, сразу звучали слова поддержки, даже слезы иногда. Даже не организаторы, просто обычные люди — продавцы в магазине, пассажиры в автобусе. Они были рады, что мы все вместе. И когда мы видели, что к нам доброжелательно относятся, мы понимали, что мы тоже можем чего-то добиться. 

Знаете, очень приятно в сердцах детей разжигать такое вот пламя знаний, жажду, стремление где- то участвовать, быть лучшими, быть первыми. Мне кажется, самое ценное в профессии учителя — понимание, что ты не только научил, ты вдохновил на какие-то свершения. Только тогда ты можешь назвать себя учителем.