Херсонская область ожидает приличный урожай в этом году, а плодово-ягодные культуры из региона уже продаются в разных городах, в том числе в Москве. У региона большой потенциал для развития туризма и увеличения объемов грузовых железнодорожных перевозок. После окончания СВО партнеры Херсонской области получат значительные привилегии, а сам регион может вернуться к тому, что его будут посещать несколько миллионов туристов за сезон. О восстановлении жизни на Левобережье в эксклюзивном интервью Херсонскому агентству новостей рассказал глава региона Владимир Сальдо.
Владимир Васильевич, Херсонская область на Петербургском международном экономическом форуме подписала соглашение о взаимодействии в научной, культурной и экономической сферах с Кемеровской областью. О каких отношениях может идти речь? Что это значит для региона?
Первое, что необходимо отметить: любые взаимоотношения лучше их отсутствия. Это соглашение о социально-экономическом сотрудничестве открывает новые возможности, в первую очередь, для Херсонской области. Кемеровская область экономически значительно крепче, намного стабильнее, устойчивее, она как раз находится в той части Российской Федерации, которая, слава Богу, в более безопасном положении. Поэтому поддержка такого региона для нас важна и полезна.
Когда закончатся действия по Специальной военной операции на территории Херсонской области, сразу же станет вопрос о более активном развитии экономики уже в мирном русле. В выигрыше будут те, кто готовится к этому уже сейчас – как, например, Кемеровская область. Они получат самые большие привилегии.
О каких привилегиях идет речь? Что регион может предложить своим партнерам?
У нас уже действуют закон о свободной экономической зоне, и необходимо подготовиться к тому, чтобы начать эту экономическую деятельность. У Кузбасса огромные возможности, в регионе работают очень серьезные предприятия. А мы, имея выход к Черному и Азовскому морям, а также порты, которые будут работать и давать возможность разгружать продукцию, будем сотрудничать с Кемеровской областью в этом отношении. Нам самим выгодно расширять географию своих поставок – в первую очередь агропромышленной продукции.
Как развивается сельское хозяйство Херсонской области? Чего удалось достичь спустя год после разрушения Каховской ГЭС? Какие планы на урожай?
После происшествия на Каховской гидроэлектростанции прекратилась подача пресной воды из Каховского водохранилища. Поэтому мы лишились возможностей, которые создали в 50-х годах прошлого столетия. Понимая это, наши агрономы изменили планы севооборота и перешли на более традиционные варианты работы – проводили посевную по правилам, которые действуют в южной части России уже столетиями.
Больше всего засеяли пшеницы и другой зерновой продукции. Те сельскохозяйственные культуры, которые требуют много воды, в этом сезоне не засеивались. Например, наш регион – довольно крупный поставщик риса, но ему нужно много пресной воды, поэтому пока без него. Однако все остальное есть. Мы ожидаем приличный урожай – меньше, чем в прошлом году, но тем не менее серьезный. Уже начинается уборочная компания – комбайны и зерновозы стоят наготове, трейдеры и другие покупатели продукции уже заключили договоры.
Кроме зерновых Херсонская область богата возможностями для выращивания качественной, очень вкусной плодово-ягодной продукции: винограда, арбузов, яблок, груш, черешни, персиков, абрикосов, алычи.
Как все это выращивать в текущих условиях? Возникают дополнительные сложности?
Большое количество садов находится вдоль Днепра, а эта река сейчас является линией боевого соприкосновения. Противник пытается помешать обычным людям выращивать и собирать урожай. Однако природа не любит пустоты. Деревья и кустарники высажены, наша вишня и черешня уже на рынках, в том числе в Москве.
Москва и Санкт-Петербург еще со времен Российской империи являются традиционными потребителями нашей южной плодово-ягодной продукции. Со всем уважением к иностранным поставщикам – наши фрукты и ягоды все же вкуснее. Мы применяем меньше химии, все более экологично.
А какова ситуация на туристическом направлении? Ожидаете притока гостей?
Конечно, хотелось бы притока туристов. Я уже сейчас вижу, что все больше легковых автомобилей, которые движутся в сторону Крыма через наш регион, останавливаются у нас. Это, в основном, туристы. Думаю, что в этом году туризм у нас начнет возрождаться несмотря на все опасности. В тот же Израиль на протяжении многих лет шел большой поток туристов, хотя территорию также постоянно могут атаковать.
Мы начинаем понимать, что живем в реальных условиях, и здесь жизнь берет свое. Досужие разговоры о том, что все уехали из Херсонской области, разбиваются об эту реальность. Если приехать в наши населенные пункты, можно убедиться: везде есть жизнь, есть люди. Сейчас мы вновь видим засеянные поля, ухоженные сады и работающих там людей. Я уверен, что жизнь даст здесь новые ростки, и Херсонская область вернется к тем показателям, которые были до начала СВО. Тогда, напомню, по несколько миллионов туристов и отдыхающих за сезон посещали Херсонщину.
Как обстоят дела с железнодорожным транспортом в регионе?
С грузовыми перевозками все остается так же – там применяются достаточно серьезные меры безопасности для обеспечения безопасности перевозки грузов. Все же это – серьезная транспортная артерия и для нас, и для Крыма. Да, в соседнюю Республику ведет еще Крымский мост, но он сейчас также постоянно атакуется противником, а вот сухопутный коридор идет через нас. И здесь все в постоянной готовности.
Кроме того, так как теперь Азовское море стало внутренним морем России, открываются большие перспективы. Сейчас строится железнодорожная ветка от Ростова-на-Дону на Мелитополь и далее через наш регион на Крым, в будущем она будет служить в том числе для снабжения правобережья Днепра. Однако она будет кольцевой, и это дает больше возможностей.
Пассажирское сообщение пока не открыто, однако в нем есть высокая потребность, и мы наготове. Вагоны ждут своей очереди, и как только нам дадут разрешение на запуск гражданских перевозок, сразу же запустим.