Фото: Росгвардия

Прихожане Русской православной церкви встречают сегодня светлый праздник Крещения Руси. Дата эта скорее памятная, так как за более чем тысячу лет истории с того, безусловно, поворотного момента, точный день уже назвать невозможно. Однако учение Христа стало фундаментом нашей цивилизации, а переданные через Евангелие смыслы одухотворяют Русский мир.

Отрицаеши ли ся сатаны? Отрицаюся!

Изначально Русь наполняли разобщенные от общины к общине языческие верования: фигура бога-громовержца, почитание духов дома и природы, культы дарующей жизнь богини-матери и ее противоположности, воплотившей в себе смерть. Как Рюрик запустил собирание племен на земле, так его потомок — севший на престоле в Киеве великий князь Владимир Святославович — начал объединение страны, но уже духовное.

Есть легенда о выборе веры на Руси, но, скорее всего, на закрепление православия повлияли походы из варяг в греки. Прибывшие русские послы видели богатство обширной, но единой Византии, а величие убранства и масштаб Собора святой Софии не оставляли сомнений, что это дом истинного Бога.

А дальше в Киеве в 988 году по приказу князя Владимира разбили идолов и в водах Днепра начали крестить подданных. Оглашенные отрекались от всех других богов и читали Символ веры, принимали причастие и миропомазание. За это история запомнит Владимира Великим, а церковь почитает равноапостольным, так как подобно первым ученикам Христа он обратил в веру целый народ.

Тысячелетний подвиг

С того момента православие начало насыщать Россию. Проповедники Кирилл и Мефодий принесут письменность, века спустя кириллица преобразится в русский алфавит. Монахи становились летописцами русской истории как Нестор Печерский или просто хранителями слова как многие сотни писарей и переписчиков.

Русь, в отличие от Западной Европы, не имела столь развитого замкового зодчества, но защиту от набегов ее жителям давали стены монастырей. В камне церквей происходила интерпретация многих архитектурных стилей на русский манер. Они становились памятниками ратной славы как построенная в XII веке Церковь Покрова на Нерли или современный Патриарший собор во имя Воскресения Христова в Одинцове, в Успенском соборе Кремля проходили помазания на престол, рядом, в Архангельском соборе, цари находили место последнего упокоения.

Тяжелыми испытаниями обернулось для православия Западной Руси Великая схизма 1054 года. Раскол обособил римскую митрополию в католическую церковь, и она под руководством Папы начала активную борьбу за паству и влияние на Востоке. Итогом этого стали и непризнанные Восточными церквями соборы духовенства и появление Русской униатской церкви в Речи Посполитой, однако этот же процесс обозначил перенос кафедры митрополита из Киева в Москву, а после и получение из Царьграда права избрать себе патриарха.

Тогда в землях к западу от Киева под гнетом гонений монастыри в первый, но, к сожалению, не в последний раз стали оплотом православия и очагом русского слова.

С печатью Каина, с клеймом Бафомета

«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». (Быт. 4:8)

За века смыслы православных наставлений и притч пропитали речь и мышление народа. И если «фарисей» или «мытарь» прямо стали собирательными образами, то имя первого библейского братоубийцы Каина вплетено в русском языке в слове «окаянный». Ярче всего оно отпечаталось в истории через прозвище князя Ярополка, который по преданию в борьбе за наследие и киевский престол убил братьев Бориса и Глеба, а позже при поддержке польского правителя выступил против Ярослава Мудрого. Название «Окаянные дни» выбрал для своей книги-дневника в годы Гражданской войны писатель Иван Бунин.

В начале XX в в юго-западном крае России начнется по-настоящему окаянная катастрофа. В ходе Первой мировой войны произойдет инфестация не только окопных болезни, пандемии испанки, но и Антироссии. В поддержку украинствующих австрийское командование поставит заборы концлагерей Талергоф и Терезин, куда по доносам за русофильство отправят тысячи жителей Буковины и Галиции. «Москаляку на гиляку» станет девизом братоубийства уже в годы Великой Отечественной войны. Однако советской власти, как до этого власти императоров, удастся затушить этот пыл.

Окаянными годами стало лихолетье распада Советского Союза, когда потерявшие ориентиры люди начинали обращаться к ереси и лжепророкам. В народившейся Украине проявили себя как псевдохристианские секты, собиравшие адептов сразу на стадионах, так и поддавшиеся гордыне и алчности раскольники, объявившие себя Киевским патриархатом. Широкое распространение получили гадалки и ведьмы, которые начитавшись фольклорных заметок повадились устраивать шабаши на Лысой горе в Киеве. Отдельно от всего этого появились «родноверы». Никаких внятных источников про Перуна и Макош не осталось, ритуалы забыты столетия назад, но это не помешало наиболее активным из них выдумать все заново и собирать паству. Опасность таилась в мелочах, под свои выдумки о вере славян новые волхвы зачастую использовали выжимку из скандинавского эпоса, добавляя оккультные практики эзотериков гитлеровской Германии.

Все это прорвалось наружу после начала СВО: как оказалось крещеная Россия вступила в битву с инфернальной Антироссией.

Примерно неделю спустя, когда нацисты «Азова» (организация запрещена в РФ) перестали упираться и вылезли из подвалов мариупольского завода, наблюдатели были потрясены. В американском сегменте сети распространялись видео с досмотром боевиков, через одного они забиты татуировками, у большинства либо псевдоарийские рунические мотивы в духе «я слышал про Аненербе», либо откровенные свастики и атрибутика Третьего рейха. Но вот среди этой толпы попался по-настоящему яркий: от горла и до пяток разрисован черепами, пентаклями, а во всю грудь сигил Бафомета. В комментариях под этим один из пользователей напишет примерно следующее: «Вы обращали внимание, что русские идут в бой по-другому», и дополнит сообщение фотографией нашего бойца, выходящего из походной церкви, другой ниже опубликует фото с нашей САУ, на антенне которой закреплен стяг с образом Спаса Нерукотворного.

Не меньший интерес к православным воинам в англосегменте сети вызвал момент фронтовой жизни. Рота солдат, готовые к штурму бойцы в полном снаряжении и оружием в руках, преклонив колено стоят пред священником, который взывает в молитве к Всевышнему об укреплении духа и сохранении жизни в предстоящем бою. С украинской стороны появлялись видео с ночными плясками здоровых мужиков вокруг идола.

Украинцы удивляли и трансформацией карго-культов. Подсев на подачки западной помощи, они придумали себе новых святых, например, Джавелину. Опороченное изображение Богоматери с американским противотанковым комплексом в руках и тризубами на нимбе появилось в 2022 году на стене одной из многоэтажек Киева. Чуть позже по сети мелькал еще святой Хаймарс, но его на домах хотя бы догадались не рисовать.

Отдельной трагедией с 2022 года стали гонения на Православную церковь. Тяжелейшим ударом стали попытки изгнания братии Киево-Печерской лавры с передачей ее храмов раскольникам.

Выход

В Киеве сегодня также будут отмечать Крещение Руси, но по традиции будут добавлять, что Руси-Украины. Отмечать будут отдельно от братских народов России и Белоруссии. Верховодить торжествами будут христопродавцы из ПЦУ.

Однако имя Каина лежит в основе и другого русского слова — раскаяние. И в этом есть ключ к выходу из затянувшегося кризиса. И этому тоже учит православие.

Евангелист Лука повествует о блудном сыне, который промотал дарованное отцом, обнищал, и хотел вернуться в семью хотя бы батраком. Но отец принял его равным среди сыновей и устроил праздник.

Брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15: 32)

Суть была в искреннем раскаянии за содеянное, принятие истины, метанойя — осознание греховного и отказ совершать подобное впредь. Такой же выход есть для заблудших украинствующих.

Обозреватель Иннокентий Курасов