Фото: Официальный Телеграм-канал председателя Херсонской областной Думы Татьяны Томилиной

О сложностях в формировании нового регионального парламента и его работе, о различиях российского и украинского законотворчества, вербовке «соросят», русской идентичности и работе над бюджетом региона в интервью Херсонскому агентству новостей рассказала председатель Херсонской областной Думы Татьяна Томилина.

Татьяна Юрьевна, спасибо большое, что согласились на интервью Херсонскому агентству новостей. Очень рады вас приветствовать, вопросов накопилось много. Первый из них о работе Облдумы: какие законы принимаются, что сделано за последний год? Какие ключевые вехи прошел парламент?

Формирование нового состава регионального парламента оказалось непростой задачей. Этот первый год работы был насыщенным и требовал от депутатов значительного усилия для накопления необходимого опыта. Основной акцент мы сделали на решении наиболее острых вопросов нашего региона и принятии ряда базовых законов Херсонской области. В своей деятельности мы опирались на опыт коллег из других субъектов Российской Федерации и взаимодействовали с законодательными органами регионов-партнеров, таких как Санкт-Петербург, Рязань, Псков, Калининград, Краснодар и Ростов-на-Дону.

Одной из главных задач стало утверждение Устава Херсонской области, однако документ пока остается несовершенным, и мы продолжаем работать над его улучшением, а также гармонизацией всех принятых законов с этим важным документом.

Кроме того, в прошлом году мы утвердили закон о бюджетном процессе, о финансовом обеспечении государственных служащих, о реестре. Эти задачи требуют значительных усилий ввиду сжатых сроков и специфических условий. Процесс создания новых законов является трудоемким и ответственным. Профильные комитеты Облдумы внимательно изучают каждый проект, прежде чем выносить его на голосование, и при необходимости направляют на доработку. Мы осознаем важность каждого принятого решения.

Критики со стороны общественности сложно избежать, и порой она оказывается справедливой. Тем не менее есть ситуации, когда критические замечания вызывают недоумение, особенно после того, как парламент проделал значительную и качественную работу. Однако такая реакция является неотъемлемой частью нашей профессиональной деятельности.

— Вы сказали, что уже есть к кому обратиться, заключены соглашения с парламентами других регионов. А с соседями тоже общаетесь?

— Мы очень дружим с главой Заксобрания Запорожской области Виктором Емельяненко. Специфические условия, в которых оказались Херсонская и Запорожская область похожи, в своей работе мы сталкиваемся с идентичными проблемами и делимся опытом их решения. Нужно понимать, что наши субъекты требуют особого подхода по многим причинам. Это и военное положение, и свободная экономическая зона. В связи с чем многие решения, применяемые для других, «материковых», регионов в нашем случае просто неэффективны.

— Вы упомянули Устав. С точки зрения Херсонской области как части России, какие основополагающие там тезисы есть?

Каждый региональный закон должен соответствовать федеральным нормам. Устав — своего рода «малая конституция» для конкретного субъекта, которая обязана включать те же положения, что и основной закон страны, при этом учитывая специфику региона.

Сейчас мы занимаемся внесением изменений. Для этого создан комитет по законотворческой деятельности, который работает над этими вопросами. Важно, что уже существует соответствующий закон, защищающий права наших граждан, а также действуют федеральные законы и наш Устав.

Мы приняли законы об уполномоченных по правам человека и правам ребенка. Ведется разработка закона о бизнес-омбудсмене, который будет отвечать за защиту интересов предпринимателей. В настоящее время малый и средний бизнес особенно нуждаются в региональной законодательной поддержке.

— А раньше, в украинский период, в регионе работали омбудсмены?

Конечно, были. Но это, как говорят в Одессе, две большие разницы. С момента своей независимости Украина дрейфует в деструктивном направлении, что задавало вектор деятельности для всех государственных и общественных деятелей, в том числе и для омбудсменов.

За 30 лет внутри Украины ничего не осталось ни от «гражданина», ни от «человека». На смену ценностей, которые культивировали в Советском Союзе, таких как равенство, взаимопомощь, дружба, семья, пришли новые приоритеты индивидуализма. Все законотворчество Украины ориентируется на Европу. Никакой гражданственности, но при этом акцент делался на развития националистических настроений. Российская Федерация стала правопреемницей Советского Союза, законодательная база которого ориентирована на человека.

— То есть это все взращивалось, вы считаете?

— Конечно, это было видно сразу!

— Расскажите, какие вы увидели первые звоночки?

Во время моей работы заместителем директора по воспитательной работе Херсонского академического лицея при Херсонском государственном педагогическом университете были интересные случаи. Например, во время репетиций мероприятия ко мне подходили мои же ученики, будучи уже студентами, с просьбой снять на видео номер, чтоб потом где-либо его повторить. Даже предлагали заплатить за авторство. Я никогда не была против использования моих идей и разрешала студентам их использовать. Позднее я узнала, что эти мои ученики уже стали «соросятами» на зарплате и используют мои творческие наработки для реализации якобы своих задач небезызвестного Фонда Сороса (нежелательная в России организация). Представители фонда искали талантливых детей из небогатых семей, которым чего-то не хватает, ловили эту червоточину и рассказывали ребенку: «Ты такая умная и одаренная, а ничего не получишь, потому что у твоих родителей нет ни денег, ни связей».

Таким образом, молодежь подводят к мысли, что «я личность, а они все дураки, а я такой распрекрасный», вкладывают в него деньги и используют для решения задач по разложению общества.

— То есть вербовка?

Самая настоящая! Мне известны случаи, когда про ребенка, который был тише воды ниже травы, но хорошо знал английский язык, появляется информация, что уехал в Америку, а вернулся уже офицером ОБСЕ. Происходил конкретный отбор и воспитание таких людей, которое основывается на принципах индивидуализма и эгоизма.

— То есть теряется идентичность как народа, как нации?

Конечно. Сначала иностранные организации воспитали людей, которые могут за собой повести, управляют общественным мнением, как сейчас принято говорить «ломов». Далее через таких людей транслировали идеи национализма.

Первым, конечно, был (второй президент Украины Леонид — прим. ХАН) Кучма, который сказал, что Украина — не Россия. Зачем он это сделал?

Следующая попытка, когда начали говорить, что мы разные, у нас совершенно разная история. Почитайте учебник правоведения украинский, самый первый, там все красиво-красиво. Там о России, про «литовско-русское государство», что была «конституция» Филиппа Орлика, а потом было литовское и русское государство и так далее. А далее рассказывают, что не было русского государства вообще, от слова совсем.

— Фальсифицируют…

Даже не просто фальсификация, а подменяют. Вот была «Московия», а никакой России не было. И это заблуждение сидит очень глубоко в сознании людей. Буквально год назад на конференции учителя левобережья рассказывали про «великую украинскую писательницу» и «великого украинского писателя» — Леся Украинка и Тарас Шевченко. Я смеюсь, говорю, вы посмотрите в паспортах, они по национальности русины, а не украинцы.

— А что вот теперь делать, возможно ли поменять точку зрения этих людей?

— Нам ничего делать не надо, за нас все сделает Зеленский. Он убивает людей. Вот из тех «ломов», которых вырастили в Херсонской области, 90% уже нет в живых.

— На убой получается…

Западу интересны территории, им больше ничего не надо. Они красиво освобождают территорию. «Соросята» подготовили «ломов», они их и уничтожили. «Ломы» свое дело сделали, камушек кинули, волны пошли. А сейчас эти люди для своих кураторов отработанный материал.

В итоге мы оказываемся там, где оказываемся: вдруг клоун, актеришка, становится президентом страны.

— Татьяна Юрьевна, сейчас освобождаются территории, которые долгое время были под Украиной, они находились под гнетом того, о чем вы говорили вот этого влияния, фальсификации фактов, подмены истории и так далее. Как быть с ними, о чем с ними говорить, что им сейчас нужно, на ваш взгляд?

Давайте посмотрим, кто остался — либо молодые, заточенные на Россию, на всем русском. Эти люди сами найдут себя, главное их вести, показать, что Россия большая и что они могут применить свою жизнь в любом направлении.

Также остаются старики, которые вспоминают молодость, а какая молодость у них — советская, Великая Отечественная война. Это у них приоритеты. Им нужна другая помощь, которая может стать частью воспитания детей. Например, в каждом селе подростки могут помогать старикам — навести порядок в доме, провести в поликлинику. Давайте представим, что мы освободили Херсон, а там нет воды, света… В начале нужно все отремонтировать, а этих пожилых людей нужно забрать сюда, к нам и оказать необходимую, в том числе медицинскую помощь.

— А как старшее поколение воспринимает происходящее?

У меня есть в Геническе знакомый дедушка. С момента нашего знакомства он изначально говорил только на украинском языке о том, что не любит Россию, спрашивал, кто просил сюда приходить и говорил, что жил хорошо себе при Украине. Мы с ним встретились ровно через год. И уже по-русски он мне отвечает — «Нет, я Россию не полюбил, но я ее уважаю». Я говорю, а что же изменилось? Он мне: «Таня, да ты посмотри, не просил, а у меня заасфальтированный подъезд к моему дому». Знаю, что еще к нему из МФЦ приходили и оформили пенсию.

— Давайте вернемся еще к работе Облдумы, как прошло обсуждение бюджета?

Сейчас главные это вопрос о бюджете на 2025 год и завершение 2024 года. Комитет по финансам проверяет документы на соответствие федеральному закону о бюджете, закону о бюджетном процессе Херсонской области, идет собор информации.
работаем рука об руку с Министерством финансов.

На данном этапе в приоритете отстаивание интересов каждого человека — чтобы не было, например, задержек зарплат, которые сейчас имеют место быть!

При Облдуме сформирована отдельная комиссия по реализации национальных проектов и государственных программ, что позволит привлечь в Херсонскую область большое количество дополнительных денежных средств вне бюджета.

— Я правильно понимаю, что основная направленность бюджета Херсонской области именно социальные обязательства, обязательства по зарплатам бюджетников и так далее?

На сегодняшний день Херсонская область является дотационной. Главная задача сейчас — развивать свою экономику.

Я выскажу непопулярное мнение, но все же. Как можно в 15-километровой зоне строить завод, если его через какое-то время могут просто взорвать? Естественно, для 15- и 30-километровой зоны есть только социальная часть. Мое глубокое убеждение, что людей нужно вывозить оттуда, а тех, кто не хочет, необходимо убедить уехать.

Надеюсь, что до принятия бюджета все отработают и комитеты, и Министерство финансов Херсонской области, которому предстоит отстоять перед Министерством финансов Российской Федерации необходимые нам средства на зарплаты, отпускные, социальные выплаты. И, дай Бог, все будет хорошо.

— Вы упомянули комиссию по национальным проектам. На ваш взгляд, какие приоритетные направления сейчас нужны региону? На что нужно обратить внимание, в чем нужна как раз господдержка, в том числе и финансовая?

Государственная поддержка региона крайне важна. Необходимо восстановить экономику, а также оказать содействие среднему и малому бизнесу. Безусловно, важная роль отводится помощи сельскому хозяйству и нашим фермерам, которые продолжают собирать урожай даже в самых сложных условиях.

Также следует уделять внимание развитию социальной сферы. Мы должны демонстрировать свою заботу о людях. Хочу напомнить каждому: вы представляете лицо нашей страны. На любом посту — будь то государственный служащий, директор предприятия, педагог или продавец — каждый из вас является представителем нашего государства. Когда мы осознаем эту ответственность, всё станет на свои места.

— Напоследок, на ваш взгляд, что поменялось за два года жизни в России?

Посмотрите на молодых людей — что сразу бросается в глаза? При Украине им предлагали ложь и подделки, а теперь они стали путешествовать по всей стране, открывая для себя этот большой и увлекательный мир.

Взрослые тоже меняются. Те, кто достаточно умен, видят, что все делается ради удобства людей.

У меня есть возможность сравнить. Я четко осознаю, что людям стало легче дышать. Они волнуются лишь тогда, когда пролетает самолет или вертолет. В остальном жизнь стала комфортнее и спокойнее. Я дома.